Collected Works, Volume 2

Что пользы снаружи не делать зла, а внут­ри быть злым? Что пользы не красть, а внутри лихоимцем быть? Что пользы руками не уби­вать, а внутри злобой и убийством дышать? В сердце живет убийца, прелюбодей, вор. Нет никакой пользы в сосуде, который снаружи является чистым, а внутри всякого смрада и нечистоты исполнен. Так нет никакой пользы и человеку, который снаружи добрый, а внут­ри злой, снаружи является смиренным и ти­хим, а внутри гордости, зависти и злобы ис­полнен; ласково и гладко говорит, но лесть и лукавство на сердце имеет; от хищения и гра­бежа руки удерживает, но и своего никому не дает, и прочее. Поэтому люди, которые сна­ружи являются добрыми, а внутри злые, упо­добляются окрашенным гробам, которые сна­ружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).

Бог же наш, христианин, сердца и утробы испытывает, смотрит на сердце наше, а не на внешность и наружность (Пс. 7:10; 1 Цар. 16:7). Он на то смотрит, что внутри, в сердце кроется, а не на то, что снаружи является; и по тому судит человека. Являешься снаружи смирен­ным – хорошо, но не возносишься ли сердцем? Не показываешь снаружи гнева и не злишься – хорошо, но не снедает ли внутри тебя злоба на ближнего твоего? Не убиваешь брата твоего руками – не плохо, но смотри, не ненавидишь ли его в сердце своем? Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубий­ца (1 Ин. 3:15). Не смешиваешься с женщиной телом своим – не плохо, но похотствуешь сер­дцем – блудник. Всякий, кто смотрит на жен­щину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Не похищаешь чужого имения, но внутри в сердце своем же­лаешь этого, – истинный вор. Не крадешь чу­жого, но по скупости своей не даешь бедству­ющему, – истинный вор. Если добро Божие, которое дано не для тебя одного, но и для про­чих, при себе одном удерживаешь, то настоль­ко людей обижаешь, насколько можешь ода­рить добром своим, которое удерживаешь у себя, и проч.

Сердце человеческое – сосуд, нечистотой и смрадом похотей наполненный. Возлюблен­ный христианин! Постараемся этот сосуд внутри нас очистить, и тогда внешние наши дела Богу будут угодны. Великое обещал нам Бог – Он обещал Сам в сердцах наших жить: Вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6:16; Лев. 26:12). Нет и не может быть большего, драгоценнейшего, приятнейшего и любезнейше­го сокровища, как Бога внутри себя живущего иметь. И нет большей чести человеку, как хра­мом Божиим быть! Бог в чистой душе, как в благоприятнейшем храме Своем, живет. И лю­безнее Ему в чистой душе обитать, чем в ру­котворных храмах, – поскольку в душе – об­раз Божий.

Очистим и мы сердца наши, о христиане! Да явится и в нас образ Божий, душ наших пре­красная красота, и так будем храмом Бога на­шего. Итак, возлюбленные, имея такие обето­вания, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2 Кор. 7:1). «Пророка Иону подражая, вопию: живот мой, Блаже, свободи из тли, и спаси мя, Спасе мира, зовуща: слава Тебе».

66. Отец твой давно тебя ждет. Не медли!

Что ты, бедный грешник, медлишь в беззаконной стране этой и пагубном удалении? Имение, тебе данное – ты потерял. Лишаешься дневного пропитания. Голод пагуб­ный постиг тебя. Оставив милосердного и благоутробного Отца своего, ты впал в рабство зло­му и немилостивому мучителю, пасешь бессло­весный и нечистый скот его, свиней. И при такой тяжкой и мерзкой работе не имеешь чем чрево свое насытить. И уже до того дошел ты, что желаешь и ищешь рожки, которыми пита­ются свиньи, но и такой худой и последней пищи никто тебе не дает.

Видишь сам, в каком злополучии, беднос­ти и окаянстве ты находишься! В какую ни­щету от какого богатства ты упал! В какую под­лость с такой высокой чести ты низринулся! Какого великого блаженства ты лишился и в какое великое злополучие попал! Все это с то­бой сделалось потому, что ты самовольно от­лучился от благого и благоутробного Отца тво­его, от дома Его, святой семьи.

Всем живущим в Его доме всякое изобилие проистекает и подается – ты же всего лиша­ешься! Там все во всяком благополучии живут благодатью Милостивого Отца своего – ты же во всяком бедствии находишься!

Там все достаточно пищей насыщаются и питьем прохлаждаются – ты же от голода уми­раешь!

Там у благоутробного Отца и сладкой пищи, и благоприятного питья достаточно всем до­машним Его – ты же до такой скудости дошел, что желаешь чрево свое насытить рожками, ко­торые едят свиньи, но и тех никто не дает тебе!

Там все в доме упокаиваются под защитой Отца своего Милосердного – ты же здесь сре­ди нечистой скотины, свиньей находишься!

Там все в добрые одежды одеваются – ты же разодранным и смердящим рубищем, как какой-то лишенник, покрываешься!

Там все утешаются – ты сетуешь.