Collected Works, Volume 2

Раб, когда явится перед господином неисп­равным, наказывается. Так и христианин, ког­да явится перед Хри­стом Господом неисправ­ным, будет наказан.

Раб, как верно ни работает на своего гос­подина, делает то, что должен делать. Так и христианин, хотя и верно работает для Хрис­та Господа, однако должен признавать себя не­достойным. Когда исполните все повеленное вам, говорите: «Мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Раб за верную службу от своего доб­рого господина награду и плату получает толь­ко по одной милости того. Так и христиане, рабы Христовы, получат награду от Христа Господа в будущем веке, но только по одной Его милости, а не по их заслугам.

Рабы непостоянные и злые за спиной сво­его господина по своей воле живут и своеволь­ничают. Делают то, что хотят, думая, что госпо­дин их не видит. Так и многие бессовестные христиане поступают против совести и закона Божиего, как будто Христос их не видит, и толь­ко что не говорят: «Христос на небе, далеко от нас, не видит нас и дел наших». А может быть, многие так думают и говорят. Но Псаломник поет всем: С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного жилища Своего посмотрел на всех, живущих на земле Тот, Кто создал сердца их и вникает во все дела их (Пс. 32:13–15). И пророк Иеремия говорит Господу: Очи Твои, Господи, отверсты на все пути сынов человеческих, чтобы воздать каж­дому по пути его и по плодам дел его (Иер. 32:19).

И Давид святой обличает их: Образумьтесь, бе­зумные в народе, и глупые, наконец, умудритесь. Насадивший ухо не слышит ли? И Создавший глаз не видит ли? Наставляющий народы неужели не обличит, – Тот, Кто учит человека разумению? (Пс. 93:8–10). И Сам Господь грешнику гово­рит: Обличу тебя и представлю пред лицом тво­им грехи твои (Пс. 49:21).

Если бы раб в такое безумие и неистовство пришел, что перед своим господином дерзнул бы кричать, шуметь, безмерно смеяться, ска­кать, плясать и творить прочее бесчинство, то крайнее непочтение и досаждение выказал бы своему господину и вызвал бы его великий гнев. Такое безумие и неистовство показывают хри­стиане, которые перед Христом Господом, всевидящим, беззаконничают и своевольничают. Сюда относятся бесчинные крики, кулач­ные бои, пляски, танцы, скверные и неподоб­ные песни, лошадиные скачки, ссоры и брани, ругательства, клевета и осуждения ближнего, бесчинные собрания, пиршества, пьянства, любодеяния, прелюбодеяния, хищения, воров­ство и прочее. Все это – безумие и неистов­ство христианское, которое перед очами Вседержителя Иисуса Христа Господа соверша­ется слепыми христианами. Все они великое непочтение и досаждение выказывают Христу Господу и тем Его на гнев праведный подвига­ют. Поэтому бывают такие страшные казни, как великие пожары, моровые язвы, нашествия иноплеменников, землетрясения и прочее.

Воистину велики слепота человеческая и безумие! Раб перед господином – человеком – боится бесчинствовать. Но христиане перед Христом – Богом – не страшатся делать того, что человек перед человеком делать не смеет, хотя и слышат из Святого Писания, что Бог все видит. Так ослепляет сатана умы людей, чтобы погибели своей не видели! Берегись, человек, перед Богом делать то, что делать перед земной властью боишься и перед честным человеком стыдишься. Терпел тебя до сих пор Бог, но впредь стерпит ли – неизвестно. Бог наш есть Огонь поядающий – страшно попасть в руки Божии (Евр. 10:31). Понимай это.

5. Царь и почтенный им подданный-преступник

Бывает, что Царь своего подданного жалует, дает ему высокий ранг, обогащает его и прочую свою высокую милость ему являет. Но он, царс­кой высокой милостью возгордившись, и Царю вместо благодарности неблагодарность выказы­вает, законы его нарушает, и Отечеству недобро­желателем является. Желая такого неблагодар­ного и бессовестного человека от милости сво­ей отвергнуть, Царь жалуется на него всему Отечеству и о злодеянии и неблагодарности его говорит: «Я-де такому-то человеку, тому-то под­данному моему такие и такие милости показал. Но он всем тем пренебрег и мне, и Отечеству своему зло воздал». И такой законопреступ­ник всей царской милости лишается и казни предается.

Так и Бог, Царь Небесный, жалуется перед всем светом на людей, подданных Своих, ко­торые имя Его знают, но Его не почитают. Раз­личными от Него благодеяниями обогащены, но все это забывают, и неблагодарными Ему яв­ляются, закон Его святой и праведный наруша­ют, и огорчают, и раздражают Его, как читаем в книгах пророческих и в псалмах о неблагодар­ных иудеях: забыли благодеяния Его и чудеса, ко­торые Он явил им (Пс. 77:11).

Чего им только Человеколюбивый Господь ни делал? Каких милостей ни оказывал? Каких благодеяний ни являл? Избрал их людьми Сво­ими и явил им имя Свое. Стенание пришедших в Египет и озлобленных на мучителя услышал, вступился за них и избавил их. Поразил Еги­пет с первенцами его и вывел из него Израиль рукою крепкою и мышцею высокою. Разделил Чермное море и посреди него провел Израиль. Ввергнул фараона и силу его в море Чермное. Провел их пустыней и всякими благами в пус­тыне удовольствовал их. Поразил перед лицом их великих царей и убил крепких царей. И дал землю, их в достояние Израилю, рабу Своему.

И так ввел их на гору святыни Своей, на гору сию, которую стяжала десница Его. И изгнал от лица их народы и по жребию землю их разделил, и ко­лена Израилевы поселил в жилищах их (Пс. 77:54–55). Но сколько раз они огорчали Его в пу­стыне, прогневляли Его в земле безводной (Пс. 77:40), как о том пишется в книгах Моисеевых. Так и войдя в землю обетованную, они еще ис­кушали и огорчали Бога Всевышнего, и уставов Его не хранили; и отвращались, и отступали, как отцы их, превратились в неверный лук. И про­гневляли Его высотами своими и истуканами своими раздражали Его. Услышал Бог и гневно воззрел, и сильно уничижил Израиля (Пс. 77:56– 59). И перед небом и землей свидетельствует их неблагодарность: Слушай, небо, и внимай, земля, ибо Господь говорит: «Сынов Я родил и воз­высил, они же отверглись Меня. Вол познал вла­детеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль Меня не познал, и народ Мой не уразумел (Ис. 1:2–3). Посылал к ним рабов Своих – про­роков, чтобы их к покаянию привести и к Себе обратить. Но Израиль не только не принял, но и побил их. Потом Сам пришел к ним в образе человеческом. Но святой евангелист с жалос­тью свидетельствует миру, что пришел к Своим, и Свои Его не приняли (Ин. 1:11). И не только не приняли, но и похулили, озлобили, поругались и умертвили Того, Кто пришел их спасти. Чего ни делал им Христос Господь, как ни старался обратить их к покаянию, но они остались неисцеленными и ожесточенными. Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хо­тел Я собрать детей твоих, как птица собира­ет птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Наконец услышали страшное Божие слово: Вот, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37–38). Приближается на них гнев до конца (1 Фес. 2:16). И так видит весь свет праведные судьбы Божии, видит и признает, что правед­но они отвержены от Бога.

И исполнилось слово Христово, им сказан­ное: отнимется от вас царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его (Мф. 21:43). Язычников, которыми они гнушались, обратил и призвал к Себе Бог. И те вступили вместо них, и обратившиеся от идолов к Богу Живому сде­лались людьми Божиими. Но те, которые ли­цемерно Бога почитают, устами имя Божие ис­поведуют, а делами отрекаются от Него – обе­щали при Крещении Богу служить, а служат диаволу (кто чью волю исполняет, тот тому и служит), – такие христиане следуют лицемер­ным и строптивым жидам. И обличение про­роками и Самим Господом иудеев за их непра­вое и неблагодарное сердце, также касается и лживых христиан. Христиане заняли место иудеев. Книги слова Божиего себе в руки взяли, но по слову Божию жить не хотят. Христа при­няли, но делами своими противятся Ему. Слу­шают проповедников всегда, как пророков, от Бога посланных, но учению их повиноваться не хотят и, что хуже того, ругают, злословят и поносят их. Поэтому как жиды ныне в книгах святых перед всем светом обличаются, так и неблагодарные и ложные христиане в после­дний день на Втором пришествии Христовом обличатся перед святыми Ангелами и избран­никами Божиими. И отнимется у них царствие Божие, и тогда все святые увидят и признают праведный суд Божий. Ибо что ныне человек в этом мире делал, говорил, замышлял, начи­нал, желал и искал, то все за ним в другой век последует, с ним явится на Суде Христовом. Добрые, злые, тайные дела, слова, помышле­ния человеческие откроются тогда всем Ан­гелам и людям, говорит свт. Василий Великий в «Послании к деве падшей». Убоимся, хрис­тиане, и сотворим достойные плоды покаяния. Да не явятся с нами на Суде Христовом грехи наши, как соперники наши, обличающие нас, загладим их ныне покаянием и слезами. Да не будет сказано нам тогда: «Вот человек и дела его!» Горе тому человеку, с которым грехи его на всемирном позорище явятся! Ибо по делам его ему воздастся.

6. Пленники и их освободитель