Collected Works, Volume 2

Христос в великом терпении жил, а ны­нешние христиане, даже если малая какая на­пасть и беда случится – ропщут и хулят.

Христос старался только волю Небесного Своего Отца исполнить и дело спасения наше­го совершить, – исполнил и совершил. А у ны­нешних христиан все иное – они о воле Божией не заботятся, но все старание прилагают к тому, как бы миру угодить и прихоти свои ис­полнить.

Видишь, христианин, что Христос в этом мире делал, видишь, что делают и христиане.

Сам познавай, что за христианство у нынеш­них христиан! Видишь сам, что оно ложное. Не сообразуйся нынешним христианам, так как все их замыслы, начинания, старания и дела противны Христу. Но как в зеркало для исправления лица своего посматриваешь, так чаще посматривай в зеркало непорочного жи­тия Христова, и нрав свой исправляй, и душу очищай. Ибо в вас должны быть те же чувство­вания, какие и во Христе Иисусе (Флп. 2:5). Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного слу­жения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, что­бы вам познавать, что есть воля Божия, бла­гая, угодная и совершенная (Рим. 12:1–2).

75. Моровая язва

Что моровая язва для тела, то для души со­блазн. Моровая язва заражает и убивает тело. Соблазн заражает и убивает душу человечес­кую. Как видим, моровая язва прежде в одном человеке начинается, потом весь дом, а от него весь город или село, а далее и вся страна зара­жается и погибает. Так и соблазн в одном че­ловеке начинается, а потом и ко многим пере­ходит. Похоть, в сердце человеческом кроющаяся, видением и слухом, как огонь ветром, возбуждается и разжигается ко злу. Видим это в мире.

Видим, как друг от друга заражаются соблаз­ном и погибают. Что глаза видят и уши слышат, то и в сердце человеческое ударяет. Один начал такой-то дом созидать себе, в таком-то платье ходить, на такой-то карете и конях ­ездить, та­кой-то убор и украшение в доме своем иметь, и так далее. Видит это другой, третий, и прочие, и все остальные. И все делают так. Один по­мещик так со своими крестьянами поступает, такие с них оброки берет, или столько дней в седмице работают они на него. Видят это дру­гие и так же поступают со своими крестьяна­ми. Один судья заразился мздоимством, и столько-то тысяч собрал себе от этого безза­конного дела. Слышит это другой, третий и прочие и замышляют про себя такое же безза­конное дело. Он-де столько и столько собрал себе, соберу и я – и собирает. И так переходит страшное это зло от одного к другому, а от того к другим и ко всем. Видим, как зарази­лось этой страшной язвой наше бедное Оте­чество! Нет нигде суда без денег. Не судят, а только покупают и продают. Один начал бан­кеты устраивать и гостей к себе звать и при­нимать. Делают так и другие, и уже только и знают, что друг к другу в гости ездить, и так далее. Так соблазн, как моровая язва, не тела, но души человеческие заражает и отнимает у них не временную, а вечную жизнь! Видим, что иной город одним, иной другим беззаконием изобилует. Это ни от чего другого не бывает, как от соблазна.

О страшное зло – соблазн. Потому так сильно Хри­стос Господь запретил подавать со­блазн (См. Мф. 18:6–9).

Христианин! Берегись соблазнить и бере­гись соблазна, как моровой язвы. Люби сер­дечно закон Божий – и не будет тебе соблаз­на. Велик мир у любящих закон Твой, Господи, и нет им соблазна (Пс. 118:165). Презри этот мир с прелестью его, и возлюби единого Бога и вечную жизнь, и будешь невредимо жить в мире, как Лот в Содоме.

О том же

Что моровой язвой зараженный человек, то и клеветник. Моровой язвой зараженный по­вреждает того, кто с ним общается и неосторож­но поступает. Клеветник повреждает того, кто слушает его клевету.

От зараженного человека язва заразитель­ная переходит к другому, от другого к третьему, от третьего к четвертому, и так ко всем людям, если не остерегутся. И так бывает, что многие тысячи людей от одного зараженного заража­ются и погибают. Так и от клеветника один ус­лышит клевету, и другому скажет, другой третьему, третий четвертому, и так все слышат и клеветой повреждаются. И бывает, что вся страна и все государство слышит и поврежда­ется.