Collected Works, Volume 2

Одно только от них требуется, чтобы от­стали от грехов, каялись, и сокрушенное сер­дце имели. А духовный и живительный плас­тырь Евангелия к ранам их приложится, и по­чувствуют в сердцах своих радостное изве­стие о милости Божией к ним. Ибо они уже начи­нают приносить жертву Богу на алтаре своего сердца – дух сокрушен. Жертва Богу – дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит (Пс. 50:19).

Грешная душа, страхом и печалью сокру­шенная! Представь внутренним своим очам, как благоутробный отец, в притче евангельс­кой упоминаемый, младшего своего сына, от заблуждения возвратившегося, принимает! Как любезно еще издалека смотрит на него, как встречает его, как падает на шею ему, как обнимает и целует его! Как повелевает рабам своим принести лучшую одежду и одеть его, и дать перстень на руку его и сапоги на ноги, и велит всей своей семье радоваться и веселить­ся о нем! «Ах, сын мой возвратился ко мне! Сын мой целым и невредимым пришел ко мне! Этот сын мой был мертв и ожил, пропа­дал и нашелся» (Лк. 15:20–25). Так Бог, Небес­ный Отец, любезно принимает грешника ка­ющегося, и с сокрушением сердца приходя­щего к Нему, а грехов и беззаконий не вспоминает ему, и велит всей небесной Сво­ей семье радоваться о нем. Так, – говорит Гос­подь, – бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся (Лк. 15:10). И во­истину так и есть.

Если ради грешника Сына Своего не по­щадил, а на смерть предал, как грешника ка­ющегося не примет? Сына Своего не поща­дил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? (Рим. 8:32). Как не поми­лует нас, просящих у Него милости? Как не примет нас, обращающихся к Нему? Как не отпустит нам согрешений наших? Как не спасет нас? Если Бог за нас, кто против нас? (Рим. 8:31). Бог спасения нашего, Бог наш – Бог во спасение (Пс. 67:20–21).

Не так отец, не так мать над больным ча­дом своим умилостивляется, как Милосерд­ный Бог умилостивляется над грешником, в сокрушении и в болезни сердца к Нему воз­дыхающем. Тогда мятется утроба Его над ним, тогда милуя помилует его. Ибо каково вели­чество Его, такова и милость Его. Слава щед­ротам Его! Слава благости Его! Слава челове­колюбию Его! Буди имя Господне благословенно отныне и до века! Хвалите Господа, все народы, прославляйте Его, все люди; ибо утвердилась милость Его на нас, и истина Господня пребыва­ет вовек. Приидите, грешники, и припадем, и восплачем пред Господом, сотворившем нас; ибо Он есть Бог наш, и мы – народ паствы Его и овцы руки Его. Ибо у Господа милость, и многое у Него избавление, и Он избавит Израиля от всех безза­коний его (Пс. 116:1–2; 94:6–7; 129:7–8).

Отсюда видишь, христианин, кому Еван­гелие с утешением своим приличествует, а именно, не блудникам, не прелюбодеям, не ворам, не хищникам и не грабителям, и не прочим людям, беззаконно живущим. Им го­ворится: Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль (Иак. 4:9). Когда это сделают, тогда и они Евангелием, как после поста пищей, уте­шаться будут. Тогда и их уязвленному сердцу Евангелие, как живительный пластырь к ране, приложится.

Кому же Евангелие приличествует? Ответ: грешникам, от грехов обратившимся к Богу, за содеянные грехи болезнующим, суда Божиего боящимся, печалью сокрушенным, милос­ти Божией ищущим и со смирением к Нему припадающим. Поэтому написано: Покайтесь и веруйте в Евангелие (Мк. 1:15).

Видим, что прежде покаяние предлагается, а потом Евангелие. Без покаяния Евангелие ни­какой пользы не принесет. Евангелие утешение нам приносит. Но на что утешение тому, кото­рый не имеет печального и сокрушенного серд­ца? И это есть то, что Христос Господь говорит о Себе: Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем (Лк. 4:18). Видишь, кому Христос благовествует.

Покайся, и обратись от грехов к Богу, и имей сокрушенное сердце. Тогда и тебе Еван­гелие святое будет приличествовать, как язве телесной живительный пластырь.

87. Куда ты идешь? Там тебе беда будет

Бывает, что человек человека, к некоей опасности идущего, предостерегает, говоря: «Куда ты идешь? Там тебе беда будет». Так свя­тые христианские книги грешника неисправ­ного, стремящегося к погибели, предостерега­ют и удерживают, говоря: «Бедный грешник! Куда ты идешь? Там тебе беда будет».

Куда идешь? Какая большая может быть беда, чем вечная погибель и вечная смерть? Ибо как одно только истинное добро есть веч­ное добро, так и одно только истинное зло есть вечное зло.

Куда ты, бедный грешник, идешь? В поги­бель!

Блудник, прелюбодей и любящий нечис­тоту! Куда ты идешь? В погибель!