Collected Works, Volume 2

Прочие смиряются пред Богом и людь­ми – ты чего остановился?

Прочие с любовью служат ближним сво­им – ты чего остановился?

Прочие к почести вышнего звания идут и спешат – ты чего смотришь, чего остановил­ся и не идешь?

Прочие стремятся к вечной жизни – ты чего остановился и не стремишься?

Прочие, отрекшись от себя и взяв крест свой, идут за Христом, следуют Ему терпени­ем, любовью, кротостью, смирением и идут за Ним в вечную жизнь, где «всех веселящихся жилище», где радость, веселье, сладость, честь, слава и блаженство вечное, где видят Бога лицом к лицу, откуда «отбежали болезнь, печаль и воздыхание», где слышится глас радости и веселия, слышится глас и шум празд­нующих и веселящихся, где непрестанно и сладко поют песнь: «аллилуйя», где сладкое и блаженное дружество с Ангелами, – туда идут последующие Христу, как овцы за пастырем: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей, – говорит Господь (Ин. 10:27–28).

Ты чего остановился? Почему туда же, в спокойное, мирное и сладкое место, не спе­шишь? Туда пошли и вошли все святые, вошли патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и все, от века верой угодившие Богу, и водворяются там, радуют­ся и веселятся, и ожидают общего воскресе­ния и совершеннейшего блаженства, по ис­тинному Божиему обещанию. Ты чего остано­вился? Почему туда же не спешишь? Они ожидают нас с великим желанием, чтобы туда шли и пришли. Ждет и Небесный Отец, Ко­торый Сына Своего ради нас не пощадил, но на смерть Его предал. Ждет тех, которых по образу Своему и по подобию сотворил. Ждет, да ублажит нас вечным блаженством во цар­ствии Своем.

Чего остановились мы? Почему дремлем? Почему не идем? Почему туда не спешим? Ка­кое блаженство видим в мире этом? Какой по­кой, мир и добро? Какое веселье и радость? Суета сует, и все – суета! (Еккл. 1:2). Беды в горо­дах, беды в селах, беды в пустынях, беды на зем­ле, беды на море. Беды от явных, беды от тай­ных врагов, беды от языка, беды от рук чело­веческих, беды от плоти и страстей, воюющих с душой, беды от диавола, который ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8). Беды от лживых прелестников и обман­щиков, беды от родственников и от лжебрать­ев, беды от всего мира. Весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19).

Что в мире не горестно? Богатство с ни­щетой сопряжено, слава – с бесславием, честь – с бесчестием, покой не без беспокойствия, мир не без смущения и мятежа, любовь лицемерна, дружба не без подозрения, сла­дость растворена горестью. Отовсюду страх, отовсюду боязнь, подозрение, опасность и печаль. Нет истины, нет верно­сти. Умалилась истина у сынов человеческих. Воистину весь мир лежит во зле. Чего доброго ждем от это­го мира? Суета сует, и все – суета! Суетное говорил каждый ближнему своему. Уста льсти­вые в сердце, и в сердце говорили злое. Увы мне! Что жизнь моя в преселении продол­жительна. О, Иисусе, сладость жизненная, ра­дость и утеха любящих Тебя! К Тебе, живу­щему на небе, плачущие мои очи возвожу от горькой и плачевной сей юдоли: влеки меня за Собой!

Побежим туда, где всех веселящихся жи­лище. К Тебе я возвел очи мои, Живущему на небе! Вот, как очи рабов обращены на руки гос­под их, как очи рабы – на руки госпожи ее, так очи наши – к Господу, Богу нашему, до­коле Он помилует нас. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, ибо много мы насыщены уничи­жением и много насыщена душа наша поноше­нием от благоденствующих и уничижением от гордых (Пс. 122:1–4).

89. Пост

Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево по­стится от пищи и питья. Душевный пост – ког­да душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.

Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечи­стоты.

Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения.