Collected Works, Volume 2

92. Осмотрись

Слышим часто, что люди людям в различ­ных случаях говорят: «Осмотрись»! Христиа­нин, исповедующий Бога и слышащий слово Его святое, и знающий, что будет грешникам вечная мука, и праведным вечная жизнь! Тебе тем более прилично сказать это слово: «Осмот­рись».

Отрекся ты от сатаны и всех злых дел его при Крещении, не обратился ли опять к нему злой и развращенной жизнью своей? «Осмот­рись»!

Обещал ты и присягал тогда служить ве­рой и пра­вдой Христу Господу, умершему за тебя и воскресшему, но вместо того не слу­жишь ли греху и миру? «Осмотрись»! Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин 8:34). Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24).

Омылся ты тогда, освятился, оправдался именем Господа нашего Иисуса Христа, и Ду­хом Бога нашего, но не осквернился ли и не оскверняешься ли опять беззаконными дела­ми? «Осмотрись»! Таким подходит пословица: пес возвращается на свою блевотину, и вымы­тая свинья идет валяться в грязи (2 Петр. 2:22).

Словом Божиим позван и святым Креще­нием обновлен ты к вечной жизни и небесным благам, не помышляешь ли о земном? Не ищешь ли, как в этом мире прославиться, обо­гатиться, быть в чести? Не соединяешься ли сердцем своим с суетой мира сего? Не идешь ли путем нечестивых в погибель? «Осмот­рись»! Широки врата и пространен путь, ве­дущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их, – говорит Господь (Мф. 7:13–14).

Бог есть во всяком месте, на всех нас смот­рит, всякие наши слова слышит, дела и по­мышления видит, и сердца и утробы испыты­вает, как святое слово Его проповедует и свя­тая вера наша учит. Как ты перед Богом вездесущим и всевидящим ходишь? Как го­воришь перед Тем, Который каждое твое сло­во слышит? Как делаешь и мыслишь перед Тем, Который каждое твое дело и помышле­ние видит, и все в книге Своей записывает, и в день Суда Своего объявит тебе? Какие мыс­ли о Нем Самом в сердце своем питаешь, со­гласные ли со словом Божиим и вере святой? Осмотрись!

Страшное и святое имя Божие исповеду­ешь, в молитве призываешь и поешь, но не ос­кверняешь ли тех уст, которыми Бога испове­дуешь и поешь, не оскверняешь ли, говорю, сквернословием, клеветою, злоречием, безум­ными словами, кощунством, осуждением, ле­стью, ложью всяким гнилым и праздным сло­вом? Осмотрись!

Воздеваешь руки свои к Великому и Свя­тому Богу, но не порочишь ли их хищением, ограблением и всякой неправдой? Не имеешь ли против ближнего своего ненависти и зло­бы? Не желаешь ли ему отомстить и повредить как-нибудь? Осмотрись!

Приступаешь к святым и животворящим Тайнам Христовым. О, как велико это дело! Как велика благость Божия! Как велико и по­чтение к человеку! Человек, земля и пепел, Тела и Крови Божественных касается! Благо­слови, душа моя, Господа! (Пс. 102:1) Возлюб­ленный христианин! Ты к великому этому и страшному Таинству как приступаешь? С ка­кой верой? С каким страхом? С каким серд­цем? С какими устами? С какими руками? Ос­мотрись!

Ибо это есть Огонь, недостойных попаляющий. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (1 Кор. 11:28–29).

Бог – Высочайший твой Благодетель, больше Которого не было, нет и не может быть. Он как создал тебя из ничего, так и все, и вся­кое добро подает тебе. Без Его добра и мину­ты жить не можем.

Солнце, луна и звезды, которые тебе сия­ют, – Его добро.