Collected Works, Volume 2

Видим в мире, что люди в битве щитом себя от стрел вражьих охраняют. Христианин! Наша жизнь не что иное есть, как битва, и битва про­тив различных врагов. Битва против дьявола и Ангелов его; битва против плоти со страстями и похотями; битва против злого и враждебного мира; битва против лжебратьев, битва против тайных и явных врагов. Битва непрестанная и страшная. Каким щитом нам от стрел врагов наших защищаться в страшный день? Святое Божие слово указывает нам на веру и имя Гос­подне, и всех святых примеры показывают это, и все истинные христиане в день скорби своей к этому щиту прибегают, и тем защищаются от лица вражьего. Бог нам прибежище и сила, По­мощник в скорбях, постигших нас, посему не убо­имся, когда будет трястись земля, и горы дви­нутся к середине морей (Пс. 45:2–3). На Тебя упо­вали отцы наши; уповали, и Ты избавил их; к Тебе взывали они, и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде (Пс. 21:5–6). Господи! Ты нам прибежище в род и род (Пс. 89:2). Этим щитом, как крепкой стеной, защищались пра­отцы наши, Авраам, и Исаак, и Иаков, как написано о них: Не позволил людям обижать их, и обличил за них царей (1 Пар. 16:21).

Под этим щитом сохраняем был Иосиф, ду­шою и телом прекрасный, и метаемые в него стрелы искушений и напастей ничего не сде­лали. Этим щитом защищался Израиль, вы­шедший из Египта, защищался от врага и му­чителя своего гонителя фараона, и от встре­чающихся на пути и восстающих врагов, под этим щитом сохранялся от многоразличных врагов, живя в земле обетованной. Если бы не Господь был с нами, – да скажет Израиль, – если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас, когда возгорелась ярость их на нас, то вода по­топила бы нас (Пс. 123:1–3). Им сопротивлял­ся и святой Давид, царь Израиля, всем врагам своим, как сам о себе говорит: Вси языцы обыдоша мя и именем Господним противляхся им; обышедше обыдоша мя, и именем Господним про­тивляхся им, обыдоша мя, яко пчелы сот, и разгорешася, яко огнь в тернии, и именем Господ­ним противляхся им (Пс. 117:10–12). Под ним сохранились пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные, пустынники и все святые, от века угодившие Богу. Сохранились во многоразличных искушениях, бедах, напа­стях, мучениях и страданиях. Под этот щит бе­зопасный и непобедимый и ныне истинные христиане прибегают, и, им защищаясь от лица вражьего, дерзают и поют прекрасную песнь: Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбях и т. д. Господь Сил с нами, Заступник наш, Бог Иакова (Пс. 45:2, 8). Если Бог за нас, кто про­тив нас? Тот, Который Сына Своего не поща­дил, но предал Его за всех нас, как с Ним не да­рует нам и всего? (Рим. 8:31–32). Дерзает и тор­жествует над всем адом и силой вражеской святой Павел, боголюбивая душа.

Возлюбленный христианин! Сатана и все злые духи его неукротимую ярость против че­ловека, а тем более против истинного хрис­тианина имеют, и, как звери в ночи, обходят его невидимо и многоразлично восстают на него, и стараются погубить его, то сами, то через ложных христиан и прочих злых людей, служителей своих. Кто бы от наветов и стрел их мог сохраниться, если бы не Господь щи­том благости Своей и кровом благодатных крыл Своих не защищал его? Воистину в одну минуту погиб бы. Воистину то, что святой Да­вид воспел о ветхом Израиле и о защите и по­кровительстве его: Если бы не Господь бы был с нами, да скажет Израиль: если бы не Господь был в нас, когда восстали на нас люди, то жи­вых они поглотили бы нас; когда возгорелась ярость их на нас, вода потопила бы нас, – то приличествует новому Израилю, христианам. Воистину живых поглотили бы нас враги наши, если бы не был Бог с нами и не хранил бы нас. Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их (Пс. 123:6).

Отсюда видим, как суетна надежда на все, кроме Бога. Какая гнилая опора – всякий че­ловек и ложный щит на всякое создание. По­этому, все оставив, к этому надежному и нео­боримому щиту прибегаем. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на кня­зей (Пс. 117:8–9).

Пусть иные защищают себя хитростью и хит­роспле­тен­ным словом, иные золотом, серебром и прочим своим сокровищем, иные саном и вы­сокими своими титулами, иные ходатайством князей и вельмож, иные другим, чем хотят. Но все, чем ни защищают себя, все ложный и гни­лой щит. Обманет надежда их. Мы именем Господним защитим себя, и не посрамимся.

Смотри, христианин, будь только Божий, и имя Господне защитит тебя от всех вражь­их наветов. Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя! Господь – утверждение мое и прибежи­ще мое, Избавитель мой, Бог мой, Помощник мой и уповаю на Него; Защитник мой, и рог спасения моего, и Заступник мой. Хваля при­зову Господа и от врагов моих спасусь (Пс. 17:2–4). Если и пойду посреди тени смертной, не убоюсь зла, потому что Ты со мной (Пс. 22:4). Ты прибежище мое от скорби, объявшей меня. Радость моя, избавь меня от окруживших меня (Пс. 31:7). Ты Помощник мой, Тебе пою, ибо Ты – Заступник мой, Боже мой, ми­лость моя (Пс. 58:18).

Когда христианин в благодати Божией и в помощи и защите Вышнего находится, тог­да, хотя бы все злые люди, весь свет, весь мир, все дьяволы и ад двинулись и восстали на него, и все беды и напасти, в мире случаю­щиеся, окружили его, – ни в чем не преуспе­ют. Так как Бог сильнее всех, ибо Он во все­могущей Своей деснице держит его, защища­ет и сохраняет его.

Не бойся, благочестивая и боголюбивая душа. Он избавит тебя от сети ловца, и от мя­тежного слова, и под крыльями Его будешь бе­зопасен, щитом оградит Тебя истина Его. Не убоишься ужасов ночи, стрелы, летящей днем, бедствия, постигающего ночью, болезни и полу­денного беса. Падет подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится (Пс. 90:3–7). О чем и весь этот псалом учит.

94. Мир

Видим в мире, что когда одно царство с дру­гим, город с другим городом, село с другим се­лом, сосед с соседом, жена с мужем, и прочие живущие в одном доме друг с другом мир име­ют, тогда все благополучно бывает, и никакого зла друг от друга не опасаются. Только бы мир истинный, а не лицемерный был, какой часто между людьми бывает. Так, когда христианин мир с Богом имеет, тогда все блаженство в себе заключает, и всякое бедствие и злополучие от­гоняет. Тогда человек в милости у Всесильно­го Бога, и покрывающего Своих рабов, нахо­дится; гнева и суда Божиего не боится; ада и геенны не ужасается; дьяволов и всех наветов вражьих не устрашается; на вечную жизнь и обе­щанные блага, и всякое благословение Божие без сомнения надеется. Одного того опасает­ся, чтобы перед Богом не согрешить и Его не прогневать, и так пресладкого мира не ли­шиться.

Этот мир может только в чистой и непо­рочной сове­сти быть – это и есть высочайший дар Святого Духа.

Этого мира святой апостол в начале почти всех своих посланий христианам желает: «бла­годать вам и мир», и проч.

Этого мира и служители Божии на всех об­щественных богослужениях нам желают: «Мир всем!»