Collected Works, Volume 2

Царь, желая в какой-нибудь город прийти, посылает прежде в тот город вестника объявить гражданам о своем приходе. Поэтому гражда­не ждут его и к встрече и приему его готовятся, и пришедшего с подобающей честью встреча­ют и принимают. Так и Царь Небесный, соби­раясь прийти в мир, как в преславный город, руками Его сотворенный, послал вперед вест­ников, рабов Своих – пророков, чтобы возвес­тили миру грядущее пришествие Его в мир, ко­торое многократно и многоразлично они и предвозвещали. И все ветхозаветные верные и святые с великим желанием ожидали его. Мно­гие пророки и праведники желали видеть и слы­шать Христа, Сына Божия, во плоти (Мф. 13:17). И когда время пришло, пришел Царь Небесный в мир, Иисус Христос, встретили Его и приняли все те, которые возлюбили Боже­ственное Его явление. Пожил Царь Небесный на земле, и совершил спасение посреди земли, ради чего и пришел, и опять взошел на небо, и сел на Престоле славы Своей. Проповедали Его спасительное смотрение рабы Его, святые апо­столы во всех концах земли, и спасаются все, которые принимают спасительную их проповедь. Итак, пророки и апостолы единого Спасителя мира, Сына Божия проповедали нам. Пророки проповедали собирающегося в мир прийти, апостолы – уже в мир пришедшего и спасение совершившего. Ветхозаветные вер­ные в грядущего Христа веровали – и спаслись. Новой благодати верные в пришедшего Хрис­та веруют – и спасаются. Итак, один Христос, в Ветхом и Новом Завете, верных Спаситель.

Мы, христиане, ныне ничего более делать не должны, как только угождать Господу и Спаси­телю нашему Иисусу, Небесному Царю, и о по­лучении вечного спасения, трудами и болезня­ми Его совершенного, печься и ожидать Второ­го Его с небес пришествия. Было первое Его пришествие, будет и второе. Первое прише­ствие проповедовали пророки, говоря: «Грядет Христос в мир, грядет Христос в мир». И при­шел Христос в мир тихо и неожиданно: Сошел, как дождь на руно, и как капля, каплющая на зем­лю (Пс. 71:6). О втором пришествии пастыри и учителя церковные говорят: «Придет Христос в мир, придет Христос в мир, опять явится нео­жиданно, но страшно и славно». Как граждане ожидают прихода своего Царя и к встрече его готовятся, так и мы, христиане, должны прише­ствия Царя нашего Небесного ожидать и к дос­тойной Его встрече готовиться. Тем более, что не знаем дня и часа, в который Он придет, и при­дет не жить, учить и страдать – было это уже, – но судить и воздать всякому по делам его. По­стараемся, христиане, бодрствовать и быть го­товыми к встрече Царя нашего, поминая увеще­вательное Его слово: бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). Да сподобимся одес­ную Его в пришествии Его встать.

13. Низкий человек, усыновленный высоким лицом

Бывает, что высокое лицо принимает низко­го человека себе в сыновья, снимает с него ру­бища, омывает, облекает в одежду, чести своей подобающую, и так делает его сыном и наслед­ником своим. Так и Бог, Небесный Царь, по­ступает с бедным и подлым человеком. Это со­вершается на святом Крещении. Не видит это­го человек телесными очами, но это Таинство постигается верой. Тогда бедного человека Бог в высочайшую Свою милость принимает, не поминает его прежних грехов и беззаконий, ос­тавляет ему всякое законопреступление. Пра­ведный гнев, который на него, как на чадо гне­ва, имел, отлагает. Снимает с него смрадное гре­ховное рубище, омывает чистою водою, одевает прекрасною порфирою оправдания Христова, делает его сыном Своим и наследником вечно­го небесного царствия. Крещеному иерей го­ворит из Божиего слова: омылся, освятился, onравдался именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11).

О, неизреченное Божие человеколюбие к нам, бедные и отверженные люди! О непости­жимая благость! Человека – преступника и от­ступника Своего, врага Своего – в такую ве­ликую милость и высочайшее достоинство, ко­торого выше быть и не может, приемлет Бог! Этой великой и непостижимой любви достой­но удивляется святой апостол: Смотрите, ка­кую любовь дал нам Отец, чтобы нам называть­ся и быть детьми Божиими. Мир потому не зна­ет нас, что не познал Его. Возлюбленные! Мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, бу­дем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:1–2).

It remains for us, Christians, to do nothing else than the following:

1) For this supreme mercy of God to us and love for mankind, we should always thank Him from the bottom of our hearts.

2) To love Him as to the children of your Father.

3) Filial obedience and pleasing to Him should be shown without hypocrisy.

4) Guard against any sin with which He is offended, so that we do not offend Him.

5) To imitate Him, as children imitate a father, according to the apostolic admonition: "Imitate God, as beloved children" (Ephesians 5:1). He accepted us into His highest mercy – let us also remember His mercy. He created us His children – let us also be true, and not hypocritical children of Him, that is, we will do works befitting children of God. He is holy, let us also imitate His holiness, creating holiness in the fear of God. He is good and merciful – let us be kind to one another, compassionate, let us forgive one another, just as God in Christ forgave us (Ephesians 4:32). He commands His sun to rise on the evil and the good, and sends rain on the just and the unjust (Matt. 5:45) – let us also do good to all, acquaintances and strangers, friends and strangers, friends and enemies, who do good to us and those who do evil to us. For a long time He endures the sins of the whole world, waiting for everyone to repent, and let us also be patient with those who sin against us. Let us do all this and so on, not for our sake, but for His glory, according to the admonition of the Saviour: Let your light so shine before men, that they may see your good works, and glorify your Father which is in heaven (Matt. 5:16).