Collected Works, Volume 2

4) Поскольку молитва бывает нам причи­ной всяких благ, то сатана, враг наш, зная эту великую пользу, исходящую нам от молитвы, всячески препятствует нам, то мысли о мирс­ких вещах предлагая, то злыми помышления­ми докучая нам, то уныние влагая. Потому благочестивым нужно в молитве осторожны­ми быть, врагу противиться, мыслям не допус­кать рассеиваться, и Богу одному внимать, чтобы как телом, так и духом перед Богом сто­яли, как телом перед Ним падаем, так и духом перед Ним падали, чтобы то, что говорит язык, о том ум и сердце не молчали бы, – словом, чтобы внутренность молящегося с наружнос­тью согласна была.

О том же

К доброму и милостивому человеку, хотя и высокого звания, удобно все приступаем ибо благость его и милость всякого к себе влечет, и надежда милости его удобным приступ к нему делает. Каждый в себе так думает о нем: «Хотя он велик и высок по своему сану, однако всем бедным, приступающим к нему и просящим милости у него, доступен и отверзает двери милосердия». Тем более мы должны рассуждать так о Господе Боге нашем, христианин! Хотя Он и Велик и страшен, и величество Его не­постижимо, но насколько Велик, настолько Благ и Милостив, и каково величие Его, такова и милость Его. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Благ Гос­подь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144:8–9).

И все святое слово Его ничто так нам не проповедует, как благость и милость Его, к на­дежде и утешению нашему. Без сомнения при­ступим к Нему и будем стучать в двери мило­сердия Его. Да и Сам Он велит нам присту­пать к Себе с молитвой и прошением в нуждах наших. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и сту­чащему отворят (Мф. 7:7–8).

Желание убогих Ты услышал, Господи, преданности сердца их вняло ухо Твое (Пс. 9:38).

Двери милосердия и приступ к Богу отво­рил нам Сладчайший Спаситель наш Иисус предорогими Своими заслугами. И пусть не ус­трашает нас величие Его, чтобы приступать к Нему с молитвой, но пусть ободряет благость и человеколюбие. Да приступаем с дерзнове­нием к Престолу благодати, чтобы получить милость и обре­сти благодать для благовремен­ной помощи (Евр. 4:16).

О том же

Видим, что к Царю или к какому-либо вы­сокому лицу не в любое время и не в любом месте можно приступить с прошением. К Богу же нашему, христианин, – не так: к Нему вез­де и всегда удобен приступ бывает. Везде и все­гда готов Он слушать нашу молитву. Ночь и день, вечер и утро и всякое время и час удоб­ны для молитвы.

Также в любом месте удобно к Нему при­ступать, ибо везде и всегда со всеми нами нахо­дится. Можем к Нему приступать с прошени­ем нашим в церкви, в доме, в собрании, в пути, при делах, на ложе, идя и сидя, трудясь и от­дыхая, и в любое время. Ибо везде и всегда мо­жем ум и сердце к Нему возводить, и прошение сердца Ему приносить, и с коленопреклонени­ем сердечным падать перед милосердными Его очами, и милости от Него ожидать. Ведь к Богу не ногами, на сердцами приступаем.

Приступай, христианин, везде и всегда к Милосердному Создателю твоему, исповедуй и признавай нищету твою, бедность и окаян­ство, и получишь богатство благости от Него.

16. Лоза и розги