Collected Works, Volume 2

5) Ученики в школах смотрят на установ­ления и пример, учителями показанный, и так учатся искусствам и наукам. Христиане, нам правило – Евангелие святое, и житие и нравы Спасителя нашего Иисуса Христа – живой пример. На это священное правило и живой пример добродетелей должны мы смотреть и учиться искусству христианскому, то есть доб­родетельной жизни. Все, что мы видим в нас противное Евангелию и житию Христову, есть порок.

Евангелие и житие Христово – свет. Все, что свету этому в нас противно, есть тьма, Как представляем зеркало перед лицом нашим, и, в нем увидев пороки на лице нашем, стираем их, так должны мы представлять души наши перед зеркалом Евангелия и жития Христова, и все тому противное, как порок, покаянием и сокрушением сердца очищать. Я – Свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни, – гово­рит Господь (Ин. 8:12). Приступим к дивному свету этому, и пойдем вослед Его – да не пре­будем во тьме.

6) Должно против всякого зла, какое из сер­дца ни восстает, стоять и сражаться, и не до­пускать ему переходить в дело, и в самом серд­це угнетать его, и мечом слова Божия отсекать. Против злобы и злопамятности должно по­мнить Христово слово: Будете прощать – и простится вам; не будете прощать вы – не простится и вам (См. Мф. 6:14–15). Против сребролюбия, и гордости, и пышности мира этого должно помнить апостольское слово: Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны этим (1 Тим. 6:7–8). И Христос говорит: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Блудную похоть будем пресекать тем, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Для высокоумия узда – память прежних грехов, и рассуждение о своей бедно­сти, и окаянстве, и о том, что человек может быть мерзостнейшим и сквернейшим грешни­ком больше прочих, если Бог руку Свою отни­мет от него, ибо довольно много таких приме­ров видим. Не гордись, но бойся (Рим. 11:20).

Так и при прочих грехах поступать должно и против них сражаться. Везде и всегда надо представлять перед собой присутствие Божие, и всеведение Его, и правду Его. Бог везде не­видимо присутствует, и все видит, и может грешника в самом грехе поразить. Бойся гре­шить не только словом и делом, но и мыслью, ибо Бог и мысли видит – да не постигнет суд Божий тебя.

Так прилично ли христианину те грехи тво­рить, за которые Христос Господь горькую чашу страдания испил? Всякий грех закрыва­ет дверь к вечной жизни: возмездие за грех – смерть (Рим. 6:23). Берегись всякого греха – да не погибнешь. Христианин без доброй со­вести существовать не может. Лучше христиа­нину умереть, чем согрешить и совесть обес­покоить и раздражить. Этот подвиг против греха нужен всем христианам, которые хотят спастись. Убивай, христианин, беззаконных младенцев, пока они малы – да не вырастут и не убьют тебя (Пс. 136:9).

Убивай похоть – да не исполнится на деле.

Убивай малый гнев – да не обратится в ярость и злобу.

Убивай блудную мысль – да не умножится более и не осквернит тебя.

Убивай желание богатства – да не будешь рабом маммоне.

Убивай малое кичение – да не вознесешь­ся, а, вознесшись, смиришься.

Убивай всякое зло, пока оно мало – да не вырастет и не погубит тебя.

Труден этот подвиг, подлинно труден, но нужен. Сражайся – да и тебе подастся от Подвигоположника Христа венец жизни.

7) Всякое наше старание и подвиг как ради добра, так и против греха бессилен без помо­щи Божией, поскольку мы весьма растленны и немощны. Потому и сказано нам Спасите­лем нашим: Без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Поэтому у Него должно просить и искать всякого добра, и крепости, и силы про­тив греха. Книги святые учат нас, чтобы мы знали, что делать и от чего уклоняться. Но Христос Господь просвещает разум наш и по­дает нам силу и крепость, чтобы желать и де­лать, как лоза сок свой сообщает розгам. Итак, должно ко Христу приближаться и к Нему воз­дыхать, и у Него силы и крепости во всем про­сить и ожидать. Верен Обещавший (Евр. 10:23) и хочет помочь тем, ради которых в мир при­шел и пострадал.

124. Лодка или судно на реке