Collected Works, Volume 2

Но телесное и временное благополучие ча­сто и по большей части развращает человека и губит. Видим это на примере евангельского богача, который не умел богатством своим и благополучием временным владеть, и сошел в погибель (См. Лк. 16:23). Так и ныне многие не умеют владеть богатством, и не по воле Божией, а по своим прихотям расточают его, и развращаются. Многие не уметь владеть здоровьем тела своего, и развращаются, и на злое все дерзают. Благополучие телесное и времен­ное, хотя и добро, однако для растленного че­ловеческого сердца – как для безумного меч, которым он себя самого убивает.

Блудный сын, пока еще имение отеческое было в руках его, не думал к отцу своему воз­вращаться. Но когда уже потеряла его и начал терпеть лишения и голод, тогда уже подумал вернуться к отцу, как выше сказано. Потому и написано нам в предосторожность: Если бо­гатство притекает, не прилагайте к нему сер­дца (Пс. 61:11). Как телесная и временная беда бывает причиной покаяния и исправления ду­шевного, так телесное и временное благопо­лучие часто бывает причиной развращения, и беды, и пагубы душевной, а тем более, когда юный человек будет иметь благополучие. Та­кому весьма трудно не развратиться в благо­получии. И это-то и есть одна из причин того, почему Бог попускает беды и напасти рабам Своим, то есть чтобы они с доброго пути не со­вращались и так не ли­шились бы вечного бла­женства. В благополучии человек, ­будучи не­мощным, удобно совращается и развращается.

Итак, горькое лекарство – временная и те­лесная скорбь, но для души полезное.

4) Душевная беда всегда вредна и пагубна, она всегда – лютое и великое зло, Богу и свя­той воле Его противное. Душевная беда – са­молюбие, гордость, высокоумие, славолюбие, любоначалие, самомнение, кичение, презре­ние и уничтожение ближнего, тьма и заблуж­дение разума, неведение Бога и истины и прав­ды, неверие и суеверие, зависть, гнев, злоба и злопамятность, сребролюбие и желание богатства, блудная похоть, лицемерие и лукавство, хитрость и прочее зло. Это бедствие душ на­ших. Этот пагубный яд в сердце нашем кроет­ся, и душу нашу снедает и умерщвляет, и толь­ко к вечной смерти бедного человека ведет. По­знавай, христианин, бедствие души твоей – да поищешь усердно избавления от него. Познанная беда убеждает искать способа изба­виться от нее, и противоположного ей желать, и искать блаженства.

Человеколюбче Иисусе! Ты – прибежище от скорби, объявшей меня. Радость моя! Избавь меня от окруживших меня (Пс. 31:7). Грешная и бедная, но по образу Божию сотворенная душа моя стонет и вопиет к Тебе, Избавителю своему.

5) Всякая беда более всего от самого иску­са познается. Болезнь более всего познают те, которые болеют. Как люто мучит человека зуб­ная боль, тот только знает, кто ею мучается. То же разумей и о прочих бедах телесных и вре­менных. Так и душевное бедствие, внутри сер­дца кроющееся, больше всего в искушении познается. И чем больше в искушении человек находится, тем лучше бедность и окаянство душевное свое познает. Искушение все откры­вает, что внутри сердца кроется, как лекарство рвотное показывает, что в желудке содержит­ся. А чем более познает человек душевное свое бедствие и окаянство, тем более смиряется. Познание беды смиряет человека. Чем же более смиряется, тем более обретает благодать у Бога. Смиренным Бог дает благодать (1 Петр. 5:5).

Многие о себе мечтают, что они не имеют высокоумия, гордости, зависти, гнева, злобы и прочее. Но нашедшее искушение показывает, что в сердцах их это зло кроется, и так они об­манываются. Блудная похоть некоторое время кроется и не познается, но при случае, как змей ядовитый, из тайного места показывает свою голову и жалом своим хочет уязвить душу. За­висть, в сердце нашем кроющуюся, благополу­чие ближнего трогает и показывает; тогда она из сердца исходит и поднимается, когда ближ­него увидит в счастье. Гнев и злоба в обиде, ближним наносимой, познается. Жестокосер­дие и немилосердие показывает беда и страдание ближнего, человеком презираемая. Среб­ролюбие прежде всего показывает себя при по­тере богатства и имения, славолюбие – в бесславии и бесчестии, любоначалие – в ли­шении чести и сана. Видим, сколько болеет и скорбит человек, сколько сетует, плачет и ры­дает, лишившись или богатства, или сана и че­сти, или славы мира сего. Многие, не стерпев болезни и скорби, внутри сердца их кроющих­ся, сами себя умерщвляют. О, слепота! О, нечув­ствие! О бедность! Самого себя погубить ради того, что само по себе – почти ничто, как тень.

Кто что любит, о том и жалеет, когда теря­ет; и чем более что любит, тем более о том по­терянном жалеет. Так и прочее бедствие ду­шевное в искушении больше всего познается. Искушение открывает сердце наше, и тайное сердца нашего явным делает. Бог же всю глу­бину и бездну сердца нашего испытывает и, что в нем кроется, видит. Поэтому попускает нам Бог искушение, и тем показывает нам, что в сердце нашем кроется. Познаем, хри­стиане, душевную нашу беду и зло – да так и избавле­ния усердно поищем.

6) От этого бедствия душевного никто нас не может избавить, – никто, кроме Иисуса Хри­ста. Он наш Избавитель. Он нашу бедность знает лучше, чем мы сами. Он ради того в мир пришел, и в мире пожил, и пострадал, и умер, чтобы души наши от этого бедствия и зла из­бавить, и первое наше блаженство, и благород­ство, и свободу, то есть прекрасную эту красо­ту – Божий образ – нам возвратить. В Нем все блаженство и слава наша состоит. Призна­ем бедность нашу и, смирившись, у Него по­ищем избавления. Бедная жена, страдающая кровотечением, нигде не найдя исцеления бо­лезни своей, к Иисусу с верой пришла и, толь­ко коснувшись святых одежд Его, получила исцеление (См. Мк. 5:25–29). Жена эта увеще­вает и нас приходить к Иисусу и просить у Него помощи и избавления душам. Ибо Он и может, так как Всесилен, и хочет, так как Че­ловеколюбив, нас избавить, и невидимо Он с нами находится. Да приступим и мы с верой и да коснемся духовно святых одежд Его, и день ото дня будем чувствовать, что умаляет бед­ствие наше и свобода души возвращается. Но всегда истинно, что познание беды убеждает искать избавление от беды. Познавай беду – и будешь искать избавления. В этом вся сила состоит, чтобы познать себя самого и свое бедствие душевное.

126. Нищий

Видим в мире, что много имеется нищих. Нищий же – тот, который ничего у себя не имеет: ни хлеба, ни одеяния, ни дома, ни де­нег, ни прочего, необходимого для жизни, но все у людей просит и от них получает. В такой нищете каждый человек, от высоких до низких, и от богатых до убогих, и от господ до рабов, находится и подлинно нищ, хотя и не знает своей нищеты.

1) Всякий человек, что ни имеет, не свое име­ет, но Божие, не от себя самого имеет, но от Бога получает (См. 1 Кор. 1:7). Бог, как Благой и Щед­рый, отверзает Своя сокровища, и всем, как нищим и убогим, все щедрою Своею рукою подает. Золото, серебро и медь – Божие до­бро и нам в нуждах наших служит. Хлеб, которым питаемся, питье, которым напиваемся, про­хлаждаемся и утешаемся; одежда, которой при­крываемся и согреваемся; дом, в котором успо­каиваемся и от воздушной непогоды и бури за­щищаемся; огонь, которым согреваемся и на котором варится пища наша; воздух, которым сохраняется жизнь наша; свет, которым просве­щаемся; скот, звери, птицы и рыбы, которые служат нуждам нашим, и все прочее – Божие добро (См. Пс. 23:1). Все это Он, как Челове­колюбивый, нищим, убогим и бедным нам подает по одной благости Своей. Посему все­го того, всего для нашей жизни нужного, про­сим у Него в молитве: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Под хлебом здесь разумеется все, для поддержания нашей жизни нужное.

Видишь, человек, свою нищету. Бог подает тебе все, как нищему и убогому. Подает тебе все Свое, поскольку ты ничего своего не имеешь. Иначе бы ты и малейшего времени не мог про­жить. Бог предваряет твою скудость и нище­ту, и отворяет сокровища Свои, и оттуда по­дает блага Свои тебе для поддержания и хра­нения жизни твоей. Показывает нищету твою и час рождения и час исхода твоего. Нагим ро­дишься, и входишь в мир ни с чем; нагим исхо­дишь из мира, и отходишь ни с чем (См. Иов. 1:21; 1 Тим. 6:7). Все, что ни имеешь, от рожде­ния до смерти только служит тебе, и все это Божие добро, а не твое. Бог все это подает тебе как нищему и убогому, ибо без этого жить не можешь.