Collected Works, Volume 2

Однако должны мы все у Него просить, как нищие и убогие, да познаем и признаем ни­щету свою, и сокровище благости Его, кото­рое нам, бедным, открывается, и так будем Его благодарить. Душевные блага Он подает од­ним только знающим Его и верующим в Него, и с верою просящим их у Него. Познаем и мы неисчерпаемое Его сокровище и Его, нашего Искупителя, Спасителя и Обогатителя. Его Небесный Отец к нам послал, чтобы нас, ни­щих и бедных, обогатить. В Нем все сокрови­ще блаженства нашего содержится.

Прибегнем к Нему с верою, и объявим Ему свою скудость и нищету – да призрит на нас и подаст нам по прошению нашему, и вместо нищеты нашей подаст нам богатство благости Своей. Но непременно требуется от нас, что­бы всякий познал и признал свою нищету, а без этого ничего не получим. Потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благо­дать (1 Петр. 5:5). Смирение без познания и признания нищеты и бедности не может быть.

О нищие и убогие люди! Чем нам гордить­ся и превозноситься? Нищи мы телом, нищи и душою. Хотя и имеем телесное и временное богатство, но это чужое до­бро, а не наше. Все Божие, ибо Господня земля и что наполняет ее (Пс. 23:1). Душевного сокровища не имеем. Но тем мы беднее, что этой нашей нищеты не познаем. Слепы – и не познаем слепоты, бед­ны – и не познаем бедности, убоги – и не по­знаем убожества, окаянны – и не познаем ока­янства нашего. Богатство благодати Божией всем готово и всем открывается, но человек не хочет познать и признать своей нищеты и сми­риться, и так получить Божию благодать. Сми­ренным дается благодать.

О как люто заразил и ослепил бедного че­ловека грех! В такую низость впал образ Божий! Беден человек и своей бедности не познает и не признает, и поэтому ничего не получает. Бог хочет его обогатить, но он не хочет при­знать своей нищеты.

Христиане! В том вся сила состоит, чтобы мы познали и признали свою нищету и бед­ность пред Богом, а богатство благодати Его готово нам. Наша вина – в том, что мы душев­ного сокровища не имеем. Осмотримся, и по­знаем нашу нищету, да наполнит скудость нашу и недостатки благодатью Своею Господь. Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится (Лк. 18:14).

127. Сокровище

Имеют сыны века сего свое сокровище, имеют и христиане свое сокровище. У сынов века сего сокровище – богатство тленное, зо­лото, серебро, медь и прочее вещество. У хри­стиан сокровище – Божия благодать, и это со­кровище небесное, духовное, в сердцах их пре­бывающее, как апостол написал: Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преиз­быточная сила была приписываема Богу, а не нам (2 Кор. 4:7).

Люди, имеющие сокровище тленное, вся­кие свои нужды и то, чего им недостает, с его помощью восполняют. Не имеют хлеба – ку­пят хлеба. Не имеют одежды – до­стают себе одежду, и прочее. Так и Божия благодать, не­бесное сокровище, в христианских сердцах живущая, все нужды их и недостатки душевные восполняет. Человек сам по себе слеп – Божия благодать просвещает сердечные очи его, показывает ему суету мира этого, краткость вре­менной жизни и долготу вечности; показыва­ет, что все, что ни есть в мире сем, как тень про­ходит и что человек от рождения до смерти – странник и путник, идущий к небесному Оте­честву. И увещевает его во всякое время всего беречься и всего, в мире сем имеющегося, со страхом касаться, и ради нужды, а не ради угож­дения плоти употреблять, и соблазнов мира этого беречься. Потому такая душа не ищет в мире этом ни богатства, ни чести, ни славы, ни прочего мира сего сокровища, как сыны века этого делают. Но всегда смотрит и стремится к вечному блаженству, и его всеусердно желает и старается получить. Потому и воздыхает все­гда к своему Создателю, чтобы ту благодать Его могла получить, и там со всеми избранными хвалить и петь Его вовеки.

Немощен человек и бессилен против стремления страстей и греха стоять и побеждать их – Божия благодать укрепляет его и помогает ему в этом важном подвиге стоять, и показывает ему мерзость страстей и греха, и на всякое время увещевает его беречься этого зла. Поэтому такой человек крайне бережется всякого греха и случаев, которые ко греху при­водят, избегает, и совесть свою чистую во всем старается хранить. Такому человеку тяжко со­грешить, и он изволяет лучше умереть, чем согрешить, ведая, что всяким грехом величе­ство Божие оскорбляется, и совесть раздража­ется и тревожится, что для души благочести­вой несносно.

Многих грехов человек не видит в себе: Гре­хопадение кто уразумеет? (Пс. 18:13). Такие гре­хи Божия благодать обличает в нем. Все то грех, что против воли Божией делается. Посему вос­стает в сердце человеческом печаль, тоска и воздыхание, а иногда и мучение чувствуется. Посему сердце сокрушается, и знаки свои, го­рячие слезы извергает, плачет и рыдает, как буд­то великое потерял. И сами слезы такому серд­цу вместо прохлаждения и утешения бывают. Так благодать Божия сокрушает сердце чело­веческое и исцеляет, опечаливает и утешает, мертвит и живит, и все для пользы нашей уст­раивает. Та же Божия благодать показывает человеку не только его собственное, но и все­го рода человеческого окаянство и бедность. Посему в человеческом сердце восстает собо­лезнование и к прочим людям, ибо все люди одного естества и все имеют одну немощь и окаянство. Поэтому душа благочестивая не только о своей бедности, но и о бедности про­чих людей воздыхает и плачет.

Не знает и не имеет человек сам по себе истинного покаяния и жаления о грехах – Божия благодать соделывает в нем истинное по­каяние и жаление. Истинное покаяние и жаление – жалеть и болезновать о грехах не по причине погибели своей, но по причине того, что Бога Преблагого, Который есть Благоутробный Отец и вечная Благость и Любовь, гре­хами оскорбляем и прогневляем.

Человек, осознавая свою подлость и Божие непо­стижимое величие и огромную Его лю­бовь к себе и ко всем, весьма печалится и сер­дцем уязвляется, что он, земля и пепел (Сир. 10:9; 13:31), и Богом любимый, Возлюбивше­го его оскорбил и прогневил. Его Ангелы, и Архангелы, и все небесные Силы со страхом и любовью почитают, поют Ему и поклоняют­ся, а он, подлый, земля и пепел, не почитал Его и не слушал. От этого огромную печаль чув­ствует человек на сердце своем, и ею, как стре­лой, уязвляется. И это-то и есть печаль ради Бога, которая производит неизменное покаяние ко спасению (2 Кор. 7:10). Эту печаль Божия благодать соделывает. Имеющий такую печаль будет скорбеть и тужить, хотя бы и геенны не было.

Не имеет человек истинной и сердечной любви к Богу сам по себе – Божия благодать возбуждает в сердце его любовь, показывая ему, что Бог есть несозданное, безначальное, бесконечное, неизменяемое, присносущное, прелюбезное Естество и самоверховнейшее Добро, от Которого все блага и благодеяния, как от приснотекущего источника ручьи, про­истекают, и как все создания и люди, так и он создан и, падший, искуплен Им для вечного блаженства. Так благодать Божия, просвещая сердце человеческое, зажигает в нем огонь любви Божией.