Collected Works, Volume 2

Что лоза и розги между собой, то и Хрис­тос и христиане между собой. Розги с лозою соединены. Так и христиане с Христом духов­но соединены. Розги от лозы сок принимают и плод творят, так и христиане от Христа силу живительную добронравия и добродетелей принимают и плоды добрых дел рождают. На розгах, хотя и видится плод, лозе приписыва­ется, так, хотя христиане и приносят плод добродетелей, однако приписываются они Хрис­ту, Сыну Божию.

Розги сами по себе без лозы не могут пло­да приносить; так и христиане без Христа ни­чего не могут творить.

Розги очищаются делателем, чтобы луч­ший и больший плод приносили. Так и хрис­тиане Небесным Отцом наказываются, чтобы больший и приятнейший плод добродетелей принесли.

Розги снаружи некрасивы, но внутри доб­рый и приятный сок и плод содержат; так и хри­стиане снаружи некрасивы, презренны, но внутри добры, некрасиво говорят, но красиво живут.

Розги чем более плодами обременяются, тем более к земле приклоняются и опускаются; так и христиане чем более добрых дел тво­рят, тем более смиряются.

Розги плод приносят ради труда делателя; так и христиане добрые дела творят по слову Небесного Отца, от Которого всякое добро происходит.

Розга, не приносящая плода, отсекается от лозы; так и христианин, который не приносит плода доброго, отторгается от Христа. Розга, от­сеченная от лозы, иссыхает; так и христианин, отторженный от Христа, всю духовную свою живность губит и духовно иссыхает. Розга ис­сохшая не пригодна ни к чему иному, как к со­жжению; так и христианин, отторгнувшийся от Христа и иссохший, вечному предается огню (См. Ин. 15:4–6).

Отсюда видишь, христианин:

1) Сколь тесный союз и общение истин­ных христиан со Христом! Он – Лоза, они же – розги.

2) Какое это великое и высокое достоин­ство! Ибо что более славно, чем со Христом, Царем Небесным, иметь общение? Преславно с земным царем или князем иметь общение, но несравненно более славно – со Христом, Царем царствующих.

3) Сколь велико их блаженство! Если Хри­стос с христианами, кто против них? Весь свет и весь ад ничего не может против христиани­на, так как Христос – его Крепость и Сила.

4) Без Христа быть добродетельными и добрые дела творить не можем, ибо розги при­носить плоды без лозы не могут.

5) Отсюда следует, что прежде всего должно во Хри­сте насадиться и так плоды добрых дел приносить – нужно прежде всего сделаться добрым и тогда добро творить. Злое дерево не может добрые плоды приносить (Мф. 7:18).

6) Сколь бедственно состояние тех христи­ан, которые беззаконной жизнью от Христа от­торглись! Ибо они – как розги иссохшие.