Collected Works, Volume 2

Отсюда следует:

1) Как нужна проповедь закона Божия, чтобы люди из него познали грехи свои, как из зеркала познают пороки на лице, и так бы, познав, заглаждали их покаянием и верою, и впредь бы их береглись, – это дело касается прежде всего пастырей.

2) Не должно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало за то, что пороки на лице твоем пока­зывает: зачем же гневаться на проповедника, что он словом грехи твои тебе показывает? Зеркало показывает тебе то, что имеется на лице твоем: так обличительное слово облича­ет тебя в том, что есть в душе твоей.

3) Если кто гневается за слово обличитель­ное, видно, что он те грехи в себе имеет, кото­рые слово обличает вообще. Ибо это значит, что то, что в слове он слышит, в том обличает его и совесть его. Когда, человек, гневаешься за обличительное слово на проповедника, то гневайся и на совесть твою, которая тебя об­личает. Однако же, как ни ярись, она не пре­станет тебя обличать, всегда будет тебе гово­рить, что видит в тебе. Лучше гневаться на себя самого, что грешил и совесть свою уязв­лял. Покайся и перестань делать то, чем со­весть уязвляется; и совесть уязвлять тебя уже не будет, и слово обличительное не будет тебя касаться. Тогда покой, мир и радость в душе твоей благодатью Божией будет вселяться.

4) Как зеркало ради того поставляется, что­бы пороки на лице были видны и так бы стирались, так обличительное слово не ради иной какой причины должно говорить, но ради того только, чтобы люди познали свои грехи и ка­ялись, и так бы себя исправили.

148. Как мне Его забыть!

Слышим, что слово такое один о другом го­ворит: «Как мне его забыть!» Говорится это в том случае, когда один другому говорит: «Ча­сто ты его, – то есть такого-то человека, – по­минаешь». Тогда поминающий отвечает: «Как мне его забыть! Я-де от него много благодея­ний получил».

Христианин, мне и тебе более всего о Боге нашем сердечно должно говорить: «Как мне Его забыть!» Мы Богом нашим созданы, искупле­ны, и столько благодеяний от Него получили и получаем всегда, что не только словом изъяс­нить, но и умом понять их не можем, ибо они безмерны и бесчисленны, ведомы и неведомы; словом, мы заключаемся в Божиих благодеяни­ях и без них и минуты жить не можем. Итак, как нам Его забыть, Его, такого нашего Благо­детеля! Не забудем Его, христианин!

Ветхому Израилю через пророка Своего го­ворил Бог: Сотворил Я тебя, раб Мой Иаков, и ты, Израиль, не забывай Меня (Ис. 46:21). Так христианину говорит Бог: «Раб Мой, Я сотво­рил тебя, христианин, и ты не забывай Меня». Когда сотворен, когда крестился христианин во имя Отца и Сына и Святаго Духа, тут сотворен хри­стианин рабом Божиим от Бога; прежде был рабом дьявольским, но в Крещении свя­том сотворился уже рабом Божиим. Помни сие, христианин, что ты – раб Божий, сотво­рил тебя, раба Своего, Господь, и ты, христиа­нин, не забывай Его. Именем Христовым хри­стианин, как царской печатью назнаменован, христианином от Хри­ста называется.

О древних израильтянах слышим, что ког­да они идолу поклонялись, то забыли Бога, спасающего их (Пс. 105:21) и прочее.

Так христиане забывают Бога, спасающе­го их, когда после Крещения обращаются к беззакониям, и, сделавшись рабами Божиими, делаются самовольно рабами греха. Всякий, де­лающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34). Всякий законопреступник и беззаконник забывает Бога, Благодетеля своего, ибо заповеди Его святые забывает. Забывает блудник и прелю­бодей; забывает вор, похититель и грабитель; забывает клеветник, ругатель и всякий злоре­чивый; забывает прелестник, обманщик и лживый; забывает всякий, заповедь Божию бесстрашно разоряющий.

Когда говоришь, христианин, о Боге: «Как мне Бога забыть?» – то не забывай и заповедей Его святых, но имей их всегда пред собою, как заповеди Божии, и исполняй их всегда. Когда сие будешь творить, то подлинно и Самого Бога не будешь забывать. Иначе хотя и каждую ми­нуту имя Божие поминаешь, а о заповедях Божиих небрежешь, то забываешь Бога, Благоде­теля своего, и так Ему неблагодарным оказы­ваешься, ибо память твоя о Нем только на устах и языке, а в сердце нет ее, но – забвение.

Ибо человек, истинно своему благодетелю благодарный, не только на устах, но и в серд­це его поминает, и благодеяния его помнит; так и христианин не только на устах носит имя Божие, но и в сердце иметь память Его, и лю­бить Его, и благодарить Его должен. Ибо память, и благодарность, и любовь неразлучны. Кто любит благодетеля своего, тот всегда по­минает его; кто поминает, тот к благодарению благодеяниям его возбуждается, ибо невоз­можно не благодарить благодетеля, и искрен­но не помнить благодеяния его. Ибо самое благодеяние возбуждает благодарность. Са­мые скоты помнят благодеяние, и любят бла­годетеля, и услуживают ему.