Collected Works, Volume 2

Видим в этом мире, что люди скот поручают пастухам для того, чтобы его пасти и охранять. Так и овцы Христовы, христиане, поручаются Христом Господом пастырям, епископам и иереям для того, чтобы их пасли и охраняли. Пастухи выбираются от всего села или дерев­ни, чтобы пасли их скот. Так и пастыри, епископы и пресвитеры избираются от Церкви, что­бы пасли души христианские. Пастухи выби­раются добрые и разумные, чтобы не погубили скота. Так и пастырей нужно избирать добрых и разумных, чтобы не погубили словесных Христовых овец, чтобы и на них не сбылось писанное: если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14). Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на доброе пастбище, и там пасут его. Пастыри должны питать овец Хри­стовых Словом Божиим и Тайнами Святыми. Пастухи стадо свое берегут и защищают от вол­ков и прочих зверей. Так и пастыри должны стадо овец Христовых беречь и защищать от диавола, демонов, еретиков, и прочих душев­ных зверей. Пастухи скотину, от стада отлу­чившуюся и заблудшую, ищут и загоняют в стадо. Так и пастыри должны заблудившегося христианина искать и обращать к стаду Хрис­тову. Заблуждается же всякий христианин, который не по-христиански живет. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в дома к хозяе­вам. Так и пастыри должны стадо овец Хрис­товых от мира сего предпосылать во ограду не­бесную; чтобы им самим потом, явившись, сказать: «Вот я и овцы Твои, которых Ты дал мне, Господи!»

Пастухи за труды, за то, что пасут скот, по­лучают от хозяев плату. Так и пастыри от Христа Господа за труды и за то, что пасут стадо Его, примут плату, неувядающий венец славы (1 Петр. 5:4). У пастухов, если какой скотины не пригонят в дом, хозяева спрашивают: «Где моя та­кая-то скотина?» Так и от пастырей, если ка­кой христианин погибнет и не явится в небес­ной ограде, спросит Христос Господь: «Где Моя такая-то овца? Где овца, которую Я не серебром и золотом, но Своей Кровью стяжал? Где овца, которую ты принял, чтобы пасти и хра­нить?» Пастух не может сказать хозяину: «Не знаю где», – потому что он был сторожем ста­да. Так и пастырь не может сказать Христу Гос­поду: «Не знаю, где овца», – потому что был сторожем стада Христова (См. Иез. 34:8 и проч.).

Хозяин за потерю скотины лишает пасту­ха платы. Так и пастырь лишается от Христа платы за погубление словесной овцы и отда­ется в наказание. Пастух бывает не виновен, если не из-за его нерадения, но каким-либо другим образом скотина погибнет. Так и пас­тырь будет невиновен, когда христианин не из-за его нерадения и недосмотра погибнет, но из-за своего небрежения и своеволия, то есть если пастырь его учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывал, но тот его, пастыря своего, не слушал. Пастухам стадо скота повинуется, поэтому туда идет, куда его гонят. Так и христиане должны пастырям сво­им повиноваться и делать то, чему они учат, по увещеванию апостольскому: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязан­ные дать отчет; чтобы они делали это с радостию, а не воздыхая (Евр. 13:17).

Пастырь! Помни, что ты сторож стада овец Христовых. Люди! Внимайте, что Христос гово­рит о пастырях, которые учат, но не делают: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи. Итак, все, что они велят вам соблюдать, соблю­дайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают (Мф. 23:2–3).

22. Жених и невеста

Что между собой жених и невеста, то и Хри­стос и христианская душа. Невеста жениху об­ручается. Так и душа человеческая верою обру­чается Христу, Сыну Божию и омывается банею Крещения. Невеста оставляет дом и родителей и прилепляется к одному своему жениху. Так и христианская душа, обручившаяся с Христом, Сыном Божиим, должна оставить мир и мирс­кие прихоти и прилепиться к одному своему Жениху Иисусу Христу; к чему Святой Дух че­рез пророка увещевает ее: Слушай, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей (Пс. 44:11–12). Невеста одевается в пла­тье цветное и украшается, чтобы понравиться жениху своему. Так и душа христианская дол­жна одеваться в подобающее для нее одеяние и украшать себе внутри, чтобы понравиться своему Жениху, Иисусу Христу. Одеяние души указывает Святой Дух через апостола: облеки­тесь, как избранные Божии, святые и возлюб­ленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение (Кол. 3:12).

Добрая невеста хранит верность своему жениху. Так и душа христианская должна быть верна Иисусу Христу до смерти, о чем Сам Христос ей говорит: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10). Добрая не­веста никого не любит так же или более, чем своего жениха. Так и душа христианская не должна любить никого равно, а тем более сильнее, чем Христа, Жениха своего. Не нра­вится невеста жениху, когда равную с ним, а особенно, когда большую любовь другому от­дает. Так и душа христианская не угодна Хри­сту, когда другое что равно Христу, или, что хуже того, более Его любит. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня, – говорит Христос (Мф. 10:37).

Благородство, честь и достоинство неве­сты от жениха зависит. Так и души христиан­ской честь, благородство и достоинство от Христа зависит. Чем благороднее жених, тем благороднее бывает и невеста, с ним обручен­ная. Но так как нет никого более честного, благородного и достойного, чем Христос, Сын Божий, то и для христианской души не может быть большей чести и достоинства, как быть обрученною невестой Христа, Сына Божиего. Честь, благородство и достоинство невесты не видно, пока с женихом своим браком не соединится. Так и души христианской честь и слава не видна, пока браком с Иису­сом Христом не соединится в будущем веке. Возлюбленные, – говорит апостол, – еще не открылось, что будем (1 Ин. 3:2). Покажется слава и достоинство невесты, когда с жени­хом своим благороднейшим браком соеди­нится. Так откроется превеликая слава хрис­тианской души, когда во Втором пришествии Его, браком с Ним соединится. Тогда она по­добна будет прекраснейшему своему Жени­ху. Знаем только, что, когда откроется, бу­дем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (1 Ин. 3:2). После брака невеста в дом жениха приводится с весельем. Так и душа христианская введется в дом и палату Небес­ного своего Жениха, Иисуса Христа, с радо­с­тью и весельем (Пс. 44:16). Господь их возвра­тит, и придут в Сион с радостью и веселием вечным; ибо на главе их – веселье и хвала и ра­дость примет их, удалятся печаль и воздыха­ние (Ис. 51:11).

После брака бывает пир и веселье. Так и на браке этом будет великая вечеря, радость и ве­селье. Тогда есть будут, пить будут, радоваться будут, веселиться в веселии сердца будут (Ис. 65:13–14). Это открылось святому апостолу Иоанну: И слышал я как бы голос многочислен­ного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: «Аллилуйя!» Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возраду­емся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых (Откр. 19:6–8).

Жених радуется о невесте своей, и невеста о женихе своем. Так и возрадуется Христос, Жених Небесный, о душах спасшихся и про­славленных. И как жених радуется о невесте, так возрадуется Господь о тебе (Ис. 62:5). И души возрадуются о пресладком и прекрасном Женихе своем во веки веков. Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спа­сения, одеждою веселия одел меня, как на жени­ха возложил на меня венец и, как невесту, укра­сил убранством (Ис. 61:10).

Об этом таинственном обручении и браке говорит Господь через пророка: Обручу тебя Себе навек, и обручу тебя Себе в правде и суде, в милости и щедротах. И обручу тебя Себе в вере, и ты познаешь Господа (Ос. 2:19–20). И апостол говорит христианам: я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою (2 Кор. 11:2).

Постараемся, возлюбленный христианин, очистить себя покаянием и души наши укра­сить одеждой добродетелей. Да угодим Небес­ному нашему Жениху, Иисусу Христу, и при­мет нас в небесный Свой и вечный чертог.

23. Брань