Collected Works, Volume 2

О том же

Семя одинаково сеется, но не на одинако­вую землю падает. Так и слово Божие равно всем проповедуется, но не во всех сила и плод его бывает. Иное семя падает на пути, и птицами небесными похищается. Так и слово Божие, проповеданное сердцам человеческим, по ко­торым, как по пути, различные мысли прохо­дят, погибает и бесплодно бывает, ибо духи лу­кавые, как птицы, похищают его, чтобы люди, уверовав, не спаслись. Иное семя падает на ка­менной земле, и поэтому не имеет до­статочно земли, где бы углубить и утвердить свой ко­рень. Оно скоро прорастет, но от зноя солнеч­ного, как не имеющее корня, иссыхает. Так и слово Божие, упавшее на сердцах человечес­ких, но не углубленное и не укоренившееся, хотя и с радостью принимается, однако от на­шедшего искушения, печали и гонения, лишается сладкого своего плода, и так бесплод­но бывает.

Иное семя падает среди терния, и тер­нием возросшим подавляется, и поэтому бесплодно бывает. Так и слово Божие слышат многие люди, но печалью века сего и лестью богатства, как тернием, объятые сердца имея, никакого плода не приносят. И потому и в них слово Божие бесплодно бывает. Иное семя падает на доброй земле, и одно оно плод приносит. Так и слово Божие, когда слышат его добрые сердца, плод свой получает, и от него приносят плод одни во сто крат, другие в шестьдесят, иные же в тридцать (См. Мф. 13:3–23; Мк. 4:3–20; Лк. 8:5–15).

Из этого видишь, христианин:

1) Проповедуемое слово Божие, то есть чи­таемое Евангелие или Апостол, или что-то из Ветхого Завета, или проповедь проповедника, нужно слушать со всяким прилежанием и вни­манием. Да не похитят у тебя лукавые духи, как птицы посеянное на пути семя похищают, слово Божие, тебе проповеданное, и не бу­дешь бесплоден.

2) Слово Божие, услышанное или прочтен­ное, нужно углубить и укоренить в глубинах сер­дца, и в нем день и ночь поучаться, как псаломник говорит о себе и нам в образе себя представ­ляет: В сердце моем сокрыл я слова Твои, чтобы не согрешить пред Тобою (Пс. 118:11). И еще: раб Твой размышляет об уставах Твоих. Откровения Твои – поучение мое, и уставы Твои – советники мои (Пс. 118:23–24). И еще: и поучался в заповедях Твоих, которые я сильно возлюбил (Пс. 118:47). И еще: и размышлял об уставах Твоих (Пс. 118:48). И еще: Как возлюбил я закон Твой! Весь день он – поучение мое (Пс. 118:97). И еще: Скорбь и нужды постигли меня; заповеди Твои – утешение мое (Пс. 118:143). Поэтому и пишется о праведнике: За­кон Бога его в сердце у него; не преткнутся стопы его (Пс. 36:31), и блаженным называется тот че­ловек, у которого в законе Господа воля его, и в законе Его поучается он день и ночь! Поэтому он уподобляется дереву, посаженному при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не отпадет; и во всем, что он ни делает, преуспеет (Пс. 1:1–3).

3) Так как прихоти этого мира, как терние семя, подавляют слово Божие, в сердце посе­янное, то надо эти вредные тернии из сердца искоренить, и не любить мира, ни того, что в мире, по слову апостольскому (1 Ин. 2:15). Ина­че семя Божиего слова будет бесплодно.

4) Желающего служить Богу и плод слова Его принести Ему, встречают различные ис­кушения, по написанному: Чадо! Если ты при­ступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению (Сир 2:1). Поэтому надо все искушения терпением побеждать. По­тому и говорит святой евангелист, что, услы­шав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении (Лк. 8:15). Потому желающим принести плод слова Божиего нуж­но терпение.

5) Несильно старание человеческое без по­мощи Божией. Земляное поле – сердце чело­веческое – с небесным семенем не может со­вокупиться и принести плод. Тут нужны сила и помощь Небесного Делателя, Иисуса Христа, как Сам Он говорит: Без Меня не можете де­лать ничего (Ин. 15:5). Поэтому желающему и старающемуся принести плод слова Божиего, надо усердно молиться, чтобы Сам Господь плод слова Своего в сердцах наших творил и со­вершал. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и сту­чащему отворят (Мф. 7:7–8). Поэтому с таким великим усердием псаломник через весь 118-й псалом молится, чтобы Сам Бог вел его по пути заповедей Своих и слова Своего плод со­вершал. Господи, Иисусе Христе, Слове Без­начального Твоего Отца, помоги нам!

О том же

Хотя и будет доброй земля, на которой семя посеяно, однако плода не может сотворить, если теплотой солнечной не будет согре­ваться и дождем орошаться. Так хотя и на доб­рое сердце падает семя слова Божиего, однако никакого плода не принесет, если теплотой благодати Божией не будет согреваться и ро­сою свыше орошаться.

Поэтому, как посеянным семенам сияние солнечное и дождь нужны для плодоношения, так услышанному слову Божию, чтобы не было оно без плода, нужна Божия благодать, согре­вающая и орошающая. Потому и святой Да­вид говорит: Я шел путем заповедей Твоих, ког­да Ты расширил сердце мое (Пс. 118:32). Поэто­му всегда нужно к Господу воздыхать, чтобы благодатию Своею согревал и орошал сердца наши. Мы каждый час и каждую минуту тре­буем Божией благодати. Без нее, как младен­цы ходить еще не умеющие, упадем и лежать будем. Милость Твоя последует мне во все дни жизни моей (Пс. 22:6).

Господи, поставь нас всемогущей рукой Твоей на пути заповедей Твоих, и укрепи, и веди!