Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Старец Ефрем Катунакский со своим братством Основой и началом жизни монаха является послушание, без которого все остальное пребудет пустым. Нам он всегда наказывал:

– За десятки лет моих наблюдений как советника или духовника я не видел монаха, который ушел бы от своего послушания, чтобы пойти якобы в лучшее место, и преуспел. Сколько ушло из своих монастырей, чтобы проводить более безмолвную и духовную жизнь? Никто из них не преуспел и даже не удержал того, что имел. Всякого рода послабления привели их к состоянию более низкому.

Его внимательная жизнь, строгость самоотречения и подвига давали место присутствию Божественной благодати. И благодати не той, которая приходит временами для заступления и утешения подвижников, а благодати постоянного пребывания в Божественном просвещении, что является чаянием тех подвижников, кто отрекся от мира и самоотверженно взял на свои плечи крест Господень. Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем (2 Тим. 2, 11).

В описываемом нами подвижнике мы видим точное исполнение этой истины. И это дает нам дерзновение и надежду на то, что не только «во время оно древних отцов», но и сегодня, в эпоху великого духовного оскудения и отхода от веры, отречения и предательства, Божественное милосердие и всеобъемлющая любовь Христова подлинно пребывают с нами, укрепляя наше мужество.

Сострадание к нищим и немощным

Отличительной чертой старца Ефрема являлось сострадание к нищим и немощным. Тем, кто испытывал нужду, особенно жившим с ним по соседству бедным старцам, он раздавал все, что имел. Когда его собственные монахи выражали недовольство, указывая на свои нужды, он напоминал им о силе веры и об особом промысле Божией Матери, которая как подлинная Мать никогда в жизни не оставляла его, подавая несравненно большее, нежели то, о чем он просил и в чем испытывал нужду (см.: Еф. 3, 20).

На первое место он всегда ставил любовь, которая является союзом совершенства56. Но она была и наградой за его прекрасную добродетельную жизнь. «Человек сегодня особенно сильно нуждается в утробах щедрот. В миру таких людей стало, конечно, меньше. Впрочем, их и никогда не было много,– говорил он.– Мы в руке Бога, полного любви. Пусть делает с нами все, что пожелает».

Как во время божественного акта творения сначала было сотворено тело, материя, а потом душа, дух, так и при нашем воссоздании57 дела, совершаемые посредством наших чувств и действий, предшествуют созерцанию. Практический путь состоит из внешних действий, когда мы храним заповеди и умерщвляем свои земные члены, как разъясняет нам апостол Павел. Когда чувства подчинятся закону заповедей, тогда упраздняются страсти и в этом исполняется слово Писания: умертвите земные члены ваши (Кол. 3, 5).

Тогда просыпается ум, плененный безумным житием, и отчасти вкушает, по авве Исааку, «чувство Бога». Ум становится правителем мыслей и решений, и страсти вместе с диаволом уже не могут более навязывать своего безумия. Остаются лишь прилог и подстрекательство, чтобы произволение человека подвергалось испытанию в верности любви Божией и хранении Его воли.

Все случающееся отец Ефрем истолковывал богословски и относил к познанию воли Божией и всеспасительного Промысла Христова. Он давал нам возможность понять, кто научен Богом (ср.: Ин. 6, 45).

В широте своей любви он исполнял написанное: Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад (Лк. 6, 30). Он предпочитал лучше оставаться ущемленным и прощать тех, кто поступал с ним несправедливо, нежели по справедливости требовать того, на что имел право.

Сей блаженный старец питал огромное уважение к игуменам наших монастырей. Но особенно тепло он относился к старцу Емилиану, игумену монастыря Симонопетра, и его брат-ству. Он принимал их с особой любовью и поотечески наставлял. Также он получал большое утешение от поездок в Ормилию, женскую киновию, о которой всегда отзывался с похвалой58.

Отцы из монастыря преподобного Григория59 с великой любовью и почтением помогали ему при различных его болезнях. Старец чувствовал признательность к ним и с уважением отзывался об игумене этой обители старце Георгии.