Orthodoxy and modernity. Electronic library.

Блаженный старец, когда бы ни оказался вне места своего безмолвия, не переставал из своего богатого опыта увещевать и поучать приходивших к нему монахов. Посещая Ватопед, он с великим умилением и любовью проводил беседы. Отец Ефрем не забывал своего духовного родства с монастырем61 и предвидел его возрождение. Наиболее важные поучения мы представим здесь, расположив их по темам62.

Место старца в монашеской жизни

Преуспеяние тех, кого Божественная благодать призвала к монашеской жизни, зависит от наличия духовного старца. Следующий за духовным и добродетельным старцем преуспевает духовно, как ученик, у которого есть хороший учитель. Отец Ефрем не придавал значения уходу из мира и избранию местом своего пребывания Горы Афон. Главное – сподобиться найти опытного старца, искушенного в мысленной и невидимой брани.

– Разве получишь от того, кто не имеет сам? – говорил он.

Старец Ефрем Катунакский со старцем Ефремом,

бывшим игуменом монастыря Преподобного Филофея,

и старцем Иосифом Ватопедским. 1989 г. Он приводил нам на память и места из Священного Писания, например, о посещении Соломона царицей Савской. Она назвала блаженным не только царя, но сказала также: Блаженны слуги твои (ср.: 2 Пар. 9, 7), то есть те, кого будешь ты учить. Старец подчеркивал ценность примера, потому что он запечатлевается в характере учеников.

«Каков будет учитель, таково будет и учение. Но одного лишь хорошего учителя недостаточно. Необходимо еще доброе и внимательное усердие, которое будет прилагать подвизающийся ученик. Потому что ничего не происходит по мановению волшебной палочки и без труда. Мы и в наши дни встречали учеников и послушников у благочестивых и добродетельных старцев, которые, однако, не преуспели. Напротив, они даже стали обвинителями и клеветниками, чтобы оправдать свое предательство».

Старец Ефрем Катунакский с иеромонахом Афанасием,

ныне митрополитом Лимасольским, и старцем Ефремом, бывшим игуменом монастыря Преподобного Филофея. 1989 г. «Я сразу называю вас блаженными, потому что вы очутились в этом монастыре и избрали старцев опытных и воспитанных в предании святых отцов. Это самое главное. Я, когда был еще мирянином, знавал одного молодого монаха, который побуждал меня приехать на Святую Гору и тоже стать монахом. Через некоторое время я встретил его и понял, что он в плохом духовном состоянии. Но почему же, отцы мои, этот человек погиб, хотя имел ревность? Он не нашел хорошего старца. Первое, на что мы должны обращать внимание, это обретение хорошего старца. Для нас “хороший” – это не тот, кто обладает известностью, кому дал славу мир или то место, где он проживает, но тот, кто обладает опытом и жизнью духовной, тот, кто своей жизнью доказал, что любит Бога и хранит Его волю. Такие старцы могут дать преуспеяние, и тот, кто подчинил себя им,– обрел залог своего спасения. Но если старец споткнется раз, то послушник споткнется дважды, а следующий за ним – трижды, и так монашество теряет свою цену и высоту».

Старец и послушник

«Если в вино налить воды, то разделить их потом невозможно. Таким бывает и единение старца со Христом. Поверьте мне, что мы много раз испытали это на деле. Истинный послушник не боится Бога. Не потому, что теряет страх Божий, но потому, что, упокаивая старца по любви, упокаивает и Бога. Когда будешь упокаивать старца, то придешь в такое покойное состояние, в такое безмолвие, что и сам будешь недоумевать.