Collected Works, Volume 3

Желающему видеть солнце надо обратиться к солн­цу. Так желающему познать и видеть Бога надо обратиться сердцем к Богу. Беззаконничающие и нераскаянные грешники, поскольку сердцами ко греху и миру приложились и прилепились, от Бога отвратились и обратились к греху и миру: как же могут видеть Его, отвратившись от Него? Непременно должны обратиться ко Господу, если хотим просветиться. Поэтому апостол говорит об иудеях: Но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор. 3:16). Покрывало это не что иное есть, как тьма и слепота, помрачающая очи душевные человека необратившегося и непросвещенного, как выше сказано. Человек необращенный и непросвещенный не знает сам, что делает, и блуждает, как слепой, – что ни от чего другого, как от покрывала того и природной греховной тьмы происходит. Читаем, что Моисей от беседы с Богом на горе Синайской так просветился лицом, что сыны Израиля не могли на него смотреть; и когда с людьми беседовал, лицо свое покрывал покрывалом, а когда к Богу обращался, отнимал покрывало то (см. Исх. 34:33-35). Так человек всякий, пока миру служит, имеет на сердце своем лежащее покрывало. А когда обратится от мира к Богу, тогда благодатью Христовой отнимается оно, и сам просвещается, и Бога познает, и Христа Сына Его, и тайну смотрения Его, и силу закона и Евангелия Его начнет понимать; тогда начнет ему свет душевный, как заря после ночи, сиять, и его в деле спасения просвещать и вразумлять. Посему сказано: «Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос» (Еф.5:14).

5) Желающий получить от Христа просвещение, непременно должен признать свою слепоту от сердца, иначе как был, так и будет всегда слеп, хотя и все святое Писание наизусть будет знать, то есть письмена будет знать, а силы не уразумеет. Ибо Бог от тех, которые считают себя мудрыми и разумными, тайны Свои утаивает и открывает младенцам, то есть простосердечным и признающим свое невежество, по свидетельству Господнему: Ты, Отче, утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф. 11:25).

Таковых просвещает, вразумляет, умудряет и им тайны Свои открывает; прочих же, которые мудростью, разумом и искусством своим хвалятся, оставляет. Потому и говорит Господь: На суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы (Ин. 9:39), то есть признающие свою слепоту Христовым светом просветятся и увидят; а не признающие и мудрыми себя считающие в прежней своей слепоте останутся, даже более помрачатся за неблагодарность и гордость, каковы были во время жития Христова на земле книжники и фарисеи, которые говорили Христу: Неужели и мы слепы? (Ин. 9:40). Ибо гордость и высокоумие – это дьявольское дело, и как его самого помрачило и из ангела светоносного тьмою сделало, так и людей, последующих ему, подобными ему делает.

Христос как оправдывает только тех, которые признают и исповедуют себя грешниками, и исцеляет тех, которые признают свою болезнь, так и просвещает только слепых, как Евангелие свидетельствует: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные (Мф. 9:12). Если хотим просветиться, признаем нашу слепоту – и просветит нас Христос. Если хотим оправдаться и так спастись, признаем себя грешниками и погибшими – и оправдает и спасет нас Христос. Если хотим исцелиться, признаем нашу немощь – и исцелит нас Христос.

6) Как без обращения от греха к Господу не будет и истинного покаяния, как выше сказано, так и без усердной молитвы просвещения истинного не бывает. Просвещение это от Бога происходит. Поэтому обратившемуся и кающемуся нужно молиться и воздыхать со Псаломником: Призри, услышь меня, Господи, Боже мой, просвети очи мои, да не усну в смерть (Пс. 12:4). И еще: Ты возожжешь, светильник мой, Господи, Боже мой, осветишь тьму мою (Пс. 17:29). И еще: Пошли свет Твой и истину твою, Боже; они наставят меня и введут на гору святую Твою и в селения Твои (Пс. 42:3). И еще: Открой очи мои, и уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118:18); и с евангельскими слепыми: Господи, да откроются очи мои душевные (Мф. 20:33). Таких молитв и в церковных книгах много имеется. Тогда Господь, Который есть свет миру, и просветил телесные очи слепым, видя наше обращение к Нему, и старание, и усердие, просветит душевные очи ко спасению, для чего и в мир этот пришел.

7) Этому с помощью Божией способствует размышление о времени и вечности, о суете мира сего, ибо все, что ни имеется в мире этом дорогого, ничто есть против вечного добра, – и что все преходяще в мире этом, и от любящего его отступает: от богатого богатство, от честного честь, от славного слава, и от сластолюбца сластолюбие отходит. Кончина всех равными делает. Одна только добродетель от человека неотлучна, и ему, на тот свет отходящему, сопутствует, и к лицу Божию приводит его, и милость ходатайствует. О чем ниже скажется, особенно в § 67.

§ 61. Просвещению истинному последует:

1) When this saving ray shines and begins to shine in the temple of the heart, then the enlightened will see how great darkness he was, how blind and mad he was, although he seemed wise to himself; how far he has departed from the true path, although he thought that he walked rightly. In such a way the word of the Lord will be fulfilled: "When thou returnest and sigh, then shalt thou be saved, and thou shalt understand where thou wast" (Isaiah 30:15). That is, the one who is converted and enlightened will know in what a poor, deplorable and pernicious state he was, until the ray of God's grace touched his heart.

Then he feels like a man who at night did not walk the road he was supposed to take, although he thought that he was going the right way; and when the dawn shone and enlightened all things, he knew that he had strayed from the proper path and was wandering; and so, seeing his error, and the time wasted in vain, and his useless labor, he greatly regrets and scolds himself. Thus, the sinner, as long as he is satisfied with his natural reason and his imaginary wisdom, thinks that he is doing well and is following the right path; but when the dawn of God's grace shines upon him, he recognizes his deception and error, regrets, repents, and laments that he has wasted time in vain, all his labor was useless, and weeps with the prophet: My days have vanished like smoke; my days have deviated like a shadow" (Psalm 101:4, 12).

Wine is truly worthy of weeping! Truly, the time that is lived on vanity is perishing! Truly useless is the work that is undertaken for the sake of the honor, glory and wealth of this world! Those days that are spent in voluptuousness, in luxury, in carnal pleasure, and in the amusements of this world are truly disappearing! What does it profit a man if he gains the whole world, and loses his own soul? or what ransom shall a man give in exchange for his soul? (Matt. 16:26) We have brought nothing into the world; it is evident that we can take nothing out of it (1 Tim. 6:7). Naked we come out of our mother's womb, naked and depart from this world (Job 1:21). Do not be afraid when a man becomes rich, or when the glory of his house increases; for in death he shall take nothing, and his glory shall not go with him (Psalm 48:17-18).

Where are the glorious and rich who used to be, who insatiably desired and sought treasures in this world? They are in their places and await the general judgment and in matters of retribution. There also go the present-day lovers of glory, and other lovers of peace. It is worthy of weeping, when a man has spent his days in vanity: he who lays up treasures for himself, and not in God becomes rich, must weep (Luke 12:21). How much more should he weep and lament who has spent his days in sins and iniquities, for time is shortening, days are passing, life is ending, death is invisibly approaching and rapturing, righteous judgment is coming, where people will be judged for words, deeds and thoughts. Let us weep, sinner, let us weep here, so that it is useless not to weep there, and the rest of the time we will live in repentance and piety. Therefore, the enlightened one, knowing that everything that is in this world is like vanishing smoke, which passes away with days and time, and, remembering his former life, lived in vanity, error and sins, regrets, repents, sighs and weeps, as stated above, and desires to return it; but what has already been done and passed cannot be otherwise. The past time does not return, and the deed done and the word spoken cannot be otherwise as it was.

2) He who is enlightened by the light of God must earnestly thank God for His mercy shown to him, that he endured his wretchedness, that in such a mistake he did not rapture him, and that He gave him enlightenment and the understanding of salvation.

3) Leading his wretchedness and weakness, that he, as a man, is easily inclined to fall, error and all evil, such a person prays fervently to God that He would give him His help and not leave him alone without His grace; and he himself acts cautiously and takes care not to fall into his former error.

4) He guards against all sin and fights against all sin. And just as it was easy for him to sin before, so in this state it is difficult for him to sin in small things, and to irritate God, and to trouble his conscience. For He knows that by every sin God is angry, and he who sins is deprived of His mercy.