Collected Works, Volume 3

Man himself is blind and therefore requires enlightenment; forgetful – and therefore requires frequent reminders; lazy – and therefore he needs encouragement; he is decrepit and despondent, and therefore he needs consolation; prone to falling, and therefore requires reinforcement; inclined to doubt – and therefore requires instruction. And all this is drawn from the Holy Scriptures. All Scripture is given by inspiration of God and is profitable for teaching, for reproof, for correction, for instruction in righteousness, that the man of God may be perfect, equipped for every good work (2 Tim. 3:16-17). As a result of the deprivation of all this, there is nothing but a miserable and deplorable state of the soul. Bodily hunger is terrible, but spiritual hunger is more terrible. Bodily hunger is the cause of bodily death, but spiritual hunger causes death to the soul, which is much more terrible than bodily death. As the soul is more honest than the body, so the calamity of the soul is more terrible than the calamity of the body. No one, neither the righteous nor the sinner, can avoid bodily death, but with God's help we will avoid spiritual death, if we adhere to His holy words. And the body, although it will die, nevertheless, if the soul is alive by faith, will again revive in the general resurrection, uniting with the soul. And if the soul dies, then both the body and the soul will perish forever.

Woe to the souls of the poor, who are exhausted by this deadly hunger! But woe to those whose duty is to nourish their souls with the nourishment of the word of God, but do not nourish them, who are fainting! For thus they themselves do not enter into the Kingdom of God, and they do not allow those who wish to enter in. But even greater woe is it when the way to all iniquity is opened by their temptations. For the common people, looking upon them as their leaders, imitate their manners and their lives. So, they say, so-and-so, do this and that: why don't we do it? Thus one thinks madly and blindly, and thus faith diminishes day by day, and with faith love fades away, godliness becomes impoverished, and impiety increases. In such a case, according to the word of Christ, we must pray to the Lord of the harvest, that He would send out laborers into His harvest (Matt. 9:38). About this great important matter, in which eternal salvation consists:

1) должны воздыхать и молиться те, у которых в серд­цах искра благочестия не угасла;

2) должны попечение и старание приложить те, которым кормило церквей поручено.

§ 16. Также худой знак, если слово Божие проповедуется, но люди неохотно и лениво слушают и не хранят его в сердце своем, или, что хуже того, удаляются от него. В притче о семени написано: Иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто (Мк. 4:4-8). Семя – это слово Божие. Под землей доброй, давшей плод от посеянного семени, понимаются люди добрые, творящие плоды покаяния, а под землей, не давшей плода, понимаются три рода людей нерадивых, в которых слово евангельского учения никакого плода не приносит.

Люди первого рода уподобляются дороге, это те, которые, слыша, не слышат слова Божия: то есть слышат ушами плотскими только проповедуемое слово, но внутрь, в сердце не допускают его; не помышляют о слышанном, но в иных суетных мыслях забавляются, и потому глас слова Божия только ударяет в их уши, но до сердец их не доходит. И так дьявол похищает у них слово Божие, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лк. 8:12). Люди второго рода слышат слово учения и с радостью принимают его, как учит Христос; но поскольку не имеют корня в себе, то во время печали или гонения губят его и бесплодны бывают. Третья часть людей – это те, которые также слышат слово Божие, но, как терние семя, так забота века сего и обольщение богатства слышанное слово в них заглушает, и оно без плода бывает, как там же Сам Христос объясняет (Мф. 13:19-22).

Из этого видно:

1) что и слышать слово Божие, но с нерадением, бесполезно.

2) Слышанное слово Божие и с радостью принятое, но в сердце не углубленное, печалью века сего и напастями, или суетой мирской, славолюбием, сребролюбием и сластолюбием, как тернием, подавляется и также бесплодно бывает.

3) Если и слышащие слово Божие, но с нерадением, и в сердце не скрывающие его, никакого плода не приносят, то какой уж плод принесут те, которые удаляются от слова Божия и не хотят его ни слышать, ни читать?

4) Из этого видно, сколь малое число спасающихся. Как видно из притчи, только четвертая часть от слышащих слово Божие спасается. Исключи удаляющихся от слова Божия, исключи идолопоклонников, иудеев, магометан, еретиков и прочих суеверов – и останется только малое стадо Христовых овец, как Сам Христос говорит: Не бойся, малое стадо (Лк. 12:32), потому что мало кто хочет идти узким путем, который один ведет в жизнь (Мф. 7:14).

5) Христиане, рассмотрим себя и постараемся быть не только слушателями, но и творцами закона. Сотворим плоды, достойные покаяния, чтобы нас, как бесплодных, секира суда Божия не посекла и не бросила в огонь. Ибо написано: Всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10).

Глава 2.

О духовной мудрости