Collected Works, Volume 3

3) Грехи наши, которыми мы благость Божию оскорбили, намного больше, нежели Божие наказание, какое бы оно ни было. Ибо всегда Бог, по великой Своей милости, менее нас наказывает, нежели мы заслужили.

4) Бог, по богатству благости, и кротости, и долготерпения, на покаяние нас ведущего, терпит нас, ожидая нас на покаяние (Рим. 2:4; 2 Петр. 3:9). Итак, и нам должно терпеть, когда Он наказывает нас за грехи, и благодарить Его за Отеческое наказание, ибо тем наказанием ищет спасения нашего, и терпеливо милости Его ожидать, и благодарить, что нас в грехах наших не погубил.

5) Если бы кто обещал тебе великое богатство и славу в мире сем и повелел бы все терпеть, что ни приключится скорбного, уверен, что все терпеливо и великодушно перенесешь, если обещанное желаешь получить. Так принимают больные жестокое лечение, и терпят, взирая на обещанное лекарями здоровье. Так сражаются воины и подвергают себя великой опасности, поощряемые надеждой обещанного чина. Так и прочие сыны века терпят жестокие приключения ради надежды временных благ, хотя часто и обманываются. Бог обещает нам не временное богатство, а вечное, не земную славу, а небесную; и обещает неложно, и велит терпеть приключающееся зло. Итак, как не терпеть, если хотим получить обещанное? Он обещает печаль нашу в радость обратить нам: Сеющие со слезами пожнут радостью. Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои; а приходящие придут с радостью, собирая снопы свои (Пс. 125:5-6). Скорбным путем и терпением доходят до вечной радости: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие, – говорит апостол (Деян. 14:22). Это те, которые пришли от великой скорби, – говорит глас небесный о святых избранниках Божиих (Откр. 7:14).

6) Требует Божия честь того, чтобы мы ради нее всякое приключающееся бедствие терпели. Трое отроков в Вавилоне разожженной печи не убоялись, когда нечестивым царем образу золотому повелено было им кланяться, и так изволили лучше жертвой огня быть, нежели жертву истукану принести и честь Творца воздать твари (см. Дан. 3:16-18). Так же поступали и святые мученики в новой благодати. Разжигает и ныне миродержец, князь тьмы, печь искушения, и устрашает ею воле его злочестивой не повинующихся; но, ради Божией чести, лучше нам в печь ту вверженными быть и терпеть, нежели, оставив волю Божию, его злому хотению повиноваться. Это-то и есть отречься от себя, душу свою возненавидеть (см. Ин. 12:25). Так к терпящему и страждущему приспеет Божия помощь, прохлаждающая, и научающая ликовать (см. Дан. 3:49-50).

7) Требует того любовь Христа, Сына Божия, к нам, чтобы мы случающееся бедствие ради любви Его безропотно, даже с радостью претерпевали. За кого Христос такое ужасное мучение претерпел? За тебя и за меня. Что Его понудило к тому? Только любовь к тебе и ко мне. Для чего? Чтобы мы спасение получили. О, сколь неблагодарными явимся мы рабами, если Господь наш ради нас столько страдал, а мы не хотим и немного ради Него потерпеть, даже ради себя! Ибо и терпение наше нам, а не Ему приносит пользу, и нетерпение наше нам, а не Ему вредит.

8) Требует того правда Божия, дабы грешник за грехи наказан был. Итак, если нужно грешнику наказанным быть, лучше здесь наказанным быть, и с благодарением терпеть, и с пророком правду Божию исповедовать и прославлять: Праведен Ты, Господи, и правы суды Твои (Пс. 118:137), – нежели не терпеть, и в том веке бесконечно мучимым быть, ибо к этому нетерпение приводит. Здесь наказывает Бог и утешает, а там нет утешения. Здесь наказание легкое, Отеческое, а там жестокое; здесь кратковременное, а там вечное. Ибо сто лет здесь всякое страдание терпеть – ничто по сравнению с этим. Смотри, куда пространный путь довел евангельского богача, который одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно? До ада!.. Из ада возводит очи свои, будучи в муках, из пламени гееннского вопиет: Отче Аврааме! Умилосердись надо мною, ибо я мучаюсь в пламени сем (Лк. 16:23, 24). Вопиет, но бесполезно, и вовеки вопить будет.

О, сколь великое Божие милосердие к тем, которых здесь наказывает, да там помилует! Сколь блаженны те, кто это Отеческое наказание терпят! Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром (1 Кор. 11:32). Сколь окаянны те, кто этого наказания избегает! Они подобны детям несмышленым, которые личин намалеванных боятся, а за горячие угли руками хватать не боятся. Убегай или не убегай, как хочешь, человек: надо или здесь, или там терпеть. Нет иного пути к небу, кроме пути крестного, пути тесного, а пространный путь ведет в погибель, по слову Христову (Мф. 7:13).

Thus, it is better for us to pray to God to punish us here, and have mercy on us there: "Punish us, O Lord, but in righteousness, and not in Thy wrath," says the prophet (Jeremiah 10:24); and here we must endure His punishment with thanksgiving and for our benefit, rather than suffer there with eternal sighing and in vain. If, dear Christian, you think well about what eternity is, and imagine in your mind how grievous it is to lose eternal glory and fall into the fire of Gehenna, from which even the demons tremble, you will choose to endure every calamity and suffering here and thank God for His merciful Fatherly punishment.

9) To endure or not to endure suffering, however, not to avoid it, and not to avert with impatience the suffering that God's Providence has determined for us. And from impatience there is nothing but harm and destruction.

10) Patience alleviates all suffering. Look at those who are in long-term illness or who have been in prison for a long time: they have become so accustomed to this calamity with patience that they do not seem to feel it. For out of tribulation proceedeth patience (Rom. 5:3). On the contrary, impatience multiplies illness, as the deed itself shows, and leads to the fact that many give themselves over to death, and thus are deprived of temporal and eternal life.

11) All suffering, cruel or light. If it is cruel, it will soon cease by death; if it is light, then it is tolerable and can be conveniently tolerated. Therefore both the cruel and the light must be endured: the former, for it will soon come to an end; the other as it is easy and comfortable.

12) If someone suffers from something, one can think in this way: "Up to this time I have endured, so I can endure in the same way. Yesterday I endured, so today and tomorrow we can endure." Such meditation will strengthen you in patience with God's help. He who has endured in the past days can endure in the next. Yesterday and the third day he brought illness, sorrow and other misfortunes – and you can continue to carry it. If he brought trouble and did not disappear, then a tolerable misfortune, tolerable, can be endured. Nothing is impossible for him who desires and strengthens his heart, especially when God helps those who are trying (see Psalm 53:6; 36:40).

13) Impatience and murmuring in adversity are nothing but blasphemy. For he who murmurs certainly thinks that he unjustly endures the misfortunes that God sends upon him, even though he does not pronounce it with his lips. A son who is punished by his father, when he grumbles and is indignant at his father, shows by the indignation that his father either unjustly or does not beat him according to the measure of his sin, and so he provokes his father to anger. Thus, when we are indignant in the troubles sent to us by God, we thereby show that we suffer unjustly, that the goodness and righteousness of God are very repugnant; and therefore we irritate Him more, and thus subject ourselves to great misfortunes. "Those who are God's punishments," says St. John Chrysostom, "receive not with thanksgiving, but with anger and indignation, they subject themselves to great misfortunes" (1 to Stagirius). For who is sinless, and who will be justified before him? It often happens that before the man who persecutes us we have not sinned, but before God we have sinned; and often for that of which we are reproached, we are not guilty, but for something else, and so in all things we are guilty. If there were no sins, there would be no troubles, for all troubles have come from sins. Therefore, in adversity, God's truth must be acknowledged, and our guilt must be acknowledged, and we must gratefully endure the calamity inflicted.

14) This world is like the sea. The sea is always agitated by the wind – our life is always troubled by misfortunes. On the sea, wave after wave follows – in our life, misfortune follows misfortune; one has passed, the other is advancing, and so incessantly our ship is thrown up and down. Patience is like an anchor, which, thrown into the depths of God's mercy with hope, will not allow our ship to be destroyed; or as a quiet refuge to which we flee from drowning. "Patience," says St. John Chrysostom, "is the abode of joy" (Psalm 14).