Collected Works, Volume 3

Господь один водил их, и не было с ними чужого бога. Он возвел их на высоту, насытил их произведениями полей; они пили мед из камня и елей из твердой скалы; Он питал их маслом коровьим и молоком овечьим, и туком агнцев и овнов, телят и козлов, и тучной пшеницей, и они пили вино, кровь виноградных грозд. И ел Иаков, и насытился, и отвергся возлюбленный; утучнел, потолстел, разжирел, и оставил Бога, сотворившего его, и отступил от Бога, Спасителя своего.

Прогневали они Меня богами чуждыми и мерзостями своими преогорчили Меня; принесли жертвы бесам, а не Богу, богам, которых не знали, новым и недавним, которые пришли от соседей, тем, которых не знали отцы их. Бога, родившего тебя, ты оставил и забыл Бога, питающего тебя (Втор. 32:1-18), и прочее.

Пророк Исайя тоже призывает небо и землю во свидетельство жалобы Божией на неблагодарность людей израилевых: Слушай, небо, и внимай, земля, ибо Господь говорит: Я родил сыновей и возвысил их, они же отверглись Меня. Вол знает владетеля своего и осел – ясли господина своего, Израиль же Меня не познал, и люди Мои не разумеют Меня. А далее пророк, с великой ревностью по Богу укоряя их, говорит: Увы, народ грешный, люди, исполненные грехов, семя лукавое, сыновья беззаконния, вы оставили Господа, и разгневали Святого Израилева, возвратились вспять, и прочее (Ис. 1:1-4).

Через пророка Малахию говорит Господь о не почитающих и не боящихся Его, чего корень есть неблагодарность: Сын чтит отца, и раб господина своего боится; и если Я – Отец, то где почтение ко Мне? И если Я – Господь, то где страх предо Мной?– говорит Господь Вседержитель (Мал. 1:6).

Псаломник на неблагодарность людей израилевых жалуется, говоря: Забыли благодеяния Его, и чудеса Его, которые явил им; и еще: возлюбили Его устами своими, и языком своим солгали Ему; сердце же их не было право пред Ним, и не были они верны завету Его (Пс. 77:11, 36-37).

Христос, когда десять прокаженных очистил, а один только из тех очистившихся, самарянин, возвратился к Нему с благодарностью, говорит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк. 17:17-18). И Иуде, предателю Своему, обличая его неблагодарность, говорит: Иуда! Целованием ли предаешь Сына Человеческого? (Лк. 22:48).

Из этих приведенных и прочих мест Святого Писания можем видеть:

1) Сколь тяжка пред Богом неблагодарность. Тяжко людям терпеть неблагодарность тех, коим благодеяние какое-либо сделали; тем более Богу. Ибо люди, какое ни делают добро ближним своим – это есть Божие добро, а не их собственное; от Бога имеют, а не от себя, добро всякое. Ибо что ни имеем, кроме грехов, то Божие, а не наше, и потому, когда делаем кому добро, от Божия добра, нам данного, уделяем. Однако, хотя и не своим добром приносят кому пользу и от него не видят благодарности, не без болезни претерпевают то, как это для всякого несомненно. Сколь несравненно тяжелее наша неблагодарность перед Богом, Который не чужие, а Свои блага, блага бесчисленные, умом непостижимые, ведомые нам и неведомые, являет нам, как сказано выше. И являет не только каждый день, но и каждый час и минуту, так что и минуты без благ Его жить не можем!

2) Чем кто больших благ удостаивается Богом, тем более и тяжелее грешит, если Ему не оказывает благодарности. Менее тяжелой перед Богом была неблагодарность язычников, не знающих Его, нежели неблагодарных иудеев. Ибо иудеи, кроме общих благодеяний Божиих, которые изливаются добрым и злым, праведным и неправедным, то есть временные и земные блага, особливой милости более язычников Богом удостоились. И были часть Господня, народ Его Иаков, наследственный удел Его Израиль. Он довольствовал его в пустыне, и прочее (см. в вышеприведенных местах Писания). Им принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь, – воздыхает о них Павел (Рим. 9:4-5). Не сделал он сие не одному еще народу и судов Своих не явил им, – говорит пророк, то есть то, что сделал иудеям (Пс. 147:9). Потому и неблагодарность их перед Богом тяжелее, чем у язычников, как они во многих местах Святого Писания обличаются. Они согрешили пред Ним, они не Его дети по своим порокам. Род строптивый и развращенный! Сие ли Господу воздаете? – говорит им святой Моисей в Песни своей (см. выше). Я родил сыновей и возвысил их, они же отверглись Меня, – говорит Бог через пророка. И забыли благодеяния и чудеса Его, которые явил им (см. выше).

Велика и тяжка была неблагодарность неблагодарных иудеев; но еще большая и тягчайшая неблагодарность – неблагодарных христиан. Ибо иудеи те не видели Бога во плоти, а христиане видят. Не видели они ходящего по земле в образе раба; не видели проповедующего, не видели чудодействующего; не видели Плотью страдающего, Плотью умирающего за грешников, Плотью восстающего из мертвых, возносящегося на небо, и с прославленной Плотью сидящего по правую руку от Отца, а христиане видят. Иудеи не видели Святого Духа, сошедшего в огненных языках, – христиане видят. Иудеи не слышали о приблизившемся царствии небесном, а христиане слышат. Иудеи избавлены от рабства египетского, христиане – от рабства и мучения адского. Иудеев Моисей избавил, христиан – Сын Божий. Иудеи введены в землю обетованную, христианам открыта дверь царствия небесного. Иудеи не причащались Тела и Крови Христовой, христиане причащаются. Иудеи не слышали Бога, с неба говорящего: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17), – христиане слышат. Многие пророки и праведники желали видеть, что христиане видят, и не видели, и слышать, что слышат, и не слышали (Мф. 13:17) – христиане видят и слышат.

Итак, большей милости, чести и преимущества удостоились от Бога христиане, нежели иудеи. Поэтому более благость Божию огорчают, когда являются неблагодарными, нежели иудеи. Ибо чем больше благодеяние, тем более обязывает к благодарению, тем бесстыднее бывает благодетельствуемый, когда благодарного почтения не воздает благодетелю своему. Иудеев неблагодарных обличали пророки, христиан неблагодарных обличит Сам Христос, Праведный Судия, во время страшного Своего пришествия: Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня (Мф. 25:42-43).

Хотя и всем грешникам страшен будет гром этот, но более христианам неблагодарным, познавшим истину и в истине не ходившим. Весьма стыдно и страшно будет выговор этот слышать неблагодарным грешникам; слышать перед всем светом, перед святыми Ангелами и избранниками Божиими; слышать от Христа, ради всех сошедшего с небес и воплотившегося, ради всех пожившего на земле, ради всех страдавшего, распятого, умершего, погребенного и из мертвых воскресшего, так всех возлюбившего, – страшно: ибо лишатся всей Божией милости на веки вечные.

§ 224. Признаки неблагодарности примечаются следующие:

1) Благодеяния Божие забываются. И забыли благодеяния и чудеса Его, которые явил им (Пс. 77:11), пишется о неблагодарных иудеях. Ибо благодарный всегда помнит благодеяние, и, смотря умом на благодеяние, благодарит благодетеля. Так святой Давид всегда помнил и благословил Благодетеля своего Господа: Благословлю Господа на всякое время, всегда хвала Ему на устах моих (Пс. 33:2), – и к тому душу свою побуждал: Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех благодеяний Его (Пс. 102:2); – но и других к тому побуждал: Возвеличите Господа со мною, и вместе превознесем имя Его (Пс. 33:4). Так трое отроков, спасшиеся в печи халдейской, не только сами воспевали спасшего Господа, но и всю тварь к пению созывали: Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его вовеки (Дан. 3:57, 26-90).