Collected Works, Volume 3

2) что прошедшего времени возвратить невозможно;

3) что прошедшее и будущее не наше, но только то наше, которое теперь имеем;

4) что кончина наша нам неизвестна;

5) Следовательно, всегда, в любой час, должны мы быть готовыми к исходу, если хотим блаженно умереть.

6) Отсюда заключаем, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия.

7) Каким хочет быть при исходе, таким должен стараться быть в любое время жизни своей: так как не знает утром, дождется ли вечера, и вечером – дождется ли утра. Ибо видим, что те, которые с утра были здоровы, те к вечеру на одре смертном бездыханны лежат; и те, которые с вечера засыпают, поутру не встают и спать будут до трубы архангельской. А что с другими случается, то с тобой и со мной случиться может, ибо все мы всяким случаям подлежим.

LXXXIX. Видишь спящего человека. Этот случай два образа представляет тебе:

1) Подобие смерти. Как мертвый не видит, не слышит, не беседует и ничего не делает, так и спящий – кроме того, что у спящего жизнь дыханием себя показывает. И сколько раз засыпаем, столько раз подобными мертвецу делаемся.

2) В спящем видишь образ будущей жизни. Ибо как спящий освобождается от всех дел, трудов, попечений, забывает тогда беды, напасти, скорби, болезни и ничего от них не чувствует, так, как бы их и не имел; так сподобляющиеся получить вечную жизнь от всех трудов, бед, напастей и скорбей избавляются. Поэтому вечная жизнь в Святом Писании покоем называется (Евр. 4:1 и проч.); и в Апокалипсисе говорится: Блаженны мертвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними (Откр. 14:13). Этот случай учит тебя:

1) Сколько раз отходишь ко сну, столько раз надо вспомнить о смерти, которой подобен сон, и верой ум свой возвести к вечной жизни, сладкому тому и нескончаемому покою, в котором избранники Божии упокаиваются; и с верой испустить разбойничий возглас ко Христу: Помяни меня, Господи, когда приидешь в царствие Твое (Лк. 23:42).

2) Встав от сна, Бога благодарить.

3) В этом веке трудиться в подвиге веры, чтобы по смерти успокоиться.

ХС. Видишь, что сосуд наполненный ничего другого не вмещает. Так и сердце человеческое, которое подобно сосуду. Если оно наполнено будет любовью мира сего и попечением о мирских вещах, не вмещает слова Божия в себя и так бесплодным бывает. Отсюда забота века сего и обольщение богатства уподобляется тернию, которым подавляется семя Божия слова, и оно бывает бесплодно (Мф. 13:22). Отсюда читаем, что званые на великую вечерю небесного царства начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал Звавшему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти (Лк. 14:18-20). Это значит не что иное, как пристрастие к временным и мирским вещам, которым наполнено серд­це, и не принимает, и не вмещает в себя слова Божия. И так человек, исполненный мирской суетой, хотя и слышит проповедуемое и зовущее его Божие слово, но не слушает его, не повинуется ему, и так недостойным себя делает великой той вечери, то есть царства небесного, хотя рабы Божии, пророки и апостолы и проповедники зовут его туда. Этот случай и рассуждение учит тебя беречься от любви мира сего, которою пленяется сердце человеческое, и молить об этом Бога с Давидом: Отврати очи мои еже не видети суеты (Пс. 118:37). А если запутался в суете той, стараться всяческим образом от нее избавиться благодатью Божией – да не явишься и ты с отрекшимися недостойным вечери той пресладкой. Много званых, но мало избранных, – заключает Господь эту притчу (Лк. 14:24).

ХСI. Видишь, что и пустой сосуд ничего не может принять в себя, пока не откроется. Так и сердце человеческое, хотя и освобождено будет от суеты мира сего, но связанное жестокостью, небрежением, унынием, не может принять слова Божия. Поэтому говорит Христос, Ипостасное Божие Слово: Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Откр. 3:20). Всегда Его божественный и пресладкий глас ударяет в сердца наши через слово святое, но не всякий слышит его; не слышит же потому, что ушей сердечных не имеет открытых, о которых Он говорит: Кто имеет уши слышать, да слышит! (Мф. 13:9).