Collected Works, Volume 4

От всякой скорби ничем иным не можем избавиться, как молитвой и исповеданием наших грехов перед Богом. Ибо как кто верному своему другу сообщая скорбь свою, получает некую отраду и утешение, так тем более, когда Богу, Который милосерден естеством и близок призывающим Его во истине, сообщаем скорби сердца нашего, и грехи наши исповедуя, смиряемся, падаем перед величеством Его, получаем или избавление, когда воле Его угодно и нам полезно, или непременно облегчение и утешение: Призови Меня в день скорби твоей, и избавлю тебя (Пс. 49:15). Слушай утешительное Божие слово: За грех Я немного опечалил его, и поразил его, и отвратил Лицо Мое от него; и он опечалился, и пошел унылый в путь свой; и Я пути его видел, и исцелил его, и утешил его, и дал ему утешение истинное (Ис. 57:17-18).

Всякая скорбь и беда от греха бывает, и если бы не было греха, не было бы и скорби. Для того посылается скорбь, чтобы грех очистился, и когда очистится грех, который скорбь приносит, отнимется и самая скорбь. Потому должно покаянием, исповеданием перед Богом, молитвой и верой очищать грехи, чтобы так и скорбь, и печаль благодатью Божией отнялась, и пришло утешение, как солнце после мрачных дней, или как пища после поста, – приятное и увеселительное.

7. Как подобает утешать верою скорбящую душу

Почему прискорбна ты, душа моя? И почему смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я исповедуюсь Ему, говоря: «Спасение лица моего, и Бог мой» (Пс. 41:6).

В великой печали человек не знает сам, что делает. В таком случае, возлюбленный христианин, возложи на Господа печаль твою, и Он тебя пропитает, – говорит тебе святой Давид (Пс. 54:23). Утешай себя бесконечным милосердием Божиим, ибо не навечно отринет Господь, ибо смиривший помилует по множеству милости Своей (Плач. 3:31-32). Господь мертвит, и живит, низводит в ад скорбей и возводит; Господь делает нищим и обогащает, смиряет и возвышает (1 Цар. 2:6-7).

Если и говорят тебе враги твои, дьявол и слуги его: Где Бог твой?– беседуй со своей душой, утешай ее со святым Давидом: Почему прискорбна ты, душа моя? – и прочее. Хотя и говорится тебе в помыслах: Где Бог твой? Но ты обещай: близ Господь всем призывающим Его во истине (Пс. 144:18).

8. Молитва о неотступной Божией помощи

Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего (Пс. 37:22-23).

Когда человек, отстав от грехов, презрев мир и прелесть его, старается Богу угождать, Христу следовать верой и терпением, встречает его ненависть мира, и те самые, которые прежде были друзьями, врагами его делаются, как в том же псалме говорится: Друзья мои и ближние мои напротив меня приблизились и встали, а ближайшие мои вдали от меня встали; ищущие души моей теснились, ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве (Пс. 37:12-13). Хотя и всегда, но особенно в таком случае должно с воздыханием к Богу сердце возводить, чтобы Он не оставил, и не отступил с помощью Своею. Против врагов и хульников должно быть как глухому и немому, как Псаломник говорит о себе в том же псалме: Я же как глухой не слышал, и как немой отверзал уст своих (Пс. 37:14). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя, возгласит самим делом, как говорит пророк: Открой Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет правду твою, и судьбу твою, как полдень (Пс. 36:5-6). А притом сам старайся не оставить Господа, и сердцем не отступить от Него, но внимать всегда Его закону, как говорит: Внимайте, люди Мои, закону Моему (Пс. 77:1).

9. Благодарение Богу от грешника, отставшего от грехов и кающегося

Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего (Пс. 85:12-13). Сходно с этим: растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы (Пс. 115:7-8).

Человек, живущий в грехах, грехами, как узами духовно связан, и, как пленник, сатаной удерживается, и при вратах адовых душа его находится, хотя он этого, будучи ослеплен, не чувствует. Но благость Божия, ожидающая его на покаяние, не позволяет сатане его душу в ад похитить. А когда от грехов благодатью Божией отстанет и кается, от тех уз освобождается, от сатанинской власти восхищается, и благодатью Христовой делается свободным, как говорит Христос: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36), и от врат смертных восхищается, и приходит к числу спасающихся. Потому ему всегда должно прежнюю свою беду и эту великую милость Божию помнить, и усердно Бога благодарить за то, что от той беды его избавил.

10. Благодарение Богу за Его Отеческое наказание

Благо мне, Господи, что Ты смирил меня, чтобы я научился уставам Твоим! (Пс. 118:71).