Collected Works, Volume 4

13. Псалом 118-й весь учит нас, как усердно подобает нам просить Бога, чтобы Он наставил нас на путь Своих заповедей, и отверз ум разуметь чудеса Своего закона.

14. Общая молитва во время нашествия иноплеменников и во всяком общем бедствии: Воскресни, Господи, помози нам и избави нас имене ради Твоего! (Пс. 43:27).

Вторая. Боже, ущедри ны, и благослови ны, просвети лице Твое на ны, и помилуй ны! (Пс. 66:2).

Третья. Благоволил еси, Господи, землю Твою, возвратил еси плен Иаковль. Оставил еси беззакония людей Твоих, покрыл еси вся грехи их. Укротил еси весь гнев Твой, возвратился еси от гнева ярости Твоея. Возврати нас, Боже спасений наших, и отврати ярость Твою от нас. Еда во веки прогневаешися на ны? Или простреши гнев от рода в род? Боже! Ты обращся оживиши ны, и людие Твои возвеселятся о Тебе. Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даждь нам! (Пс. 84:2-8).

Когда неприятель поднимает оружие и наступает на наше Отечество, это означает не что иное, как гнев Божий, грехами нашими возгоревшийся. Также, когда нивы наши не приносят нам плода, или бывают частые пожары, или расширяется моровая язва, или иное какое бедствие на нас находит, – Бог наказывает нас общим бедствием, чтобы мы в чувство пришли и покаялись.

Этот праведный Божий гнев воздвигают хотя и всякие грехи, но особенно неправедные суды, мздоимство, клятвопреступление, обиды и зло по отношению к вдовам, сиротам и прочим бедным, проливание слез неповинных, взаимная неправда в торговле, взаимное похищение, воровство, взаимная лесть, лукавство, ложь и обман, когда друг друга остерегаются и друг другу ни в чем не верят. Сюда относится мерзкая нечистота, когда люди не ужасаются осквернять ложе ближних своих, и прочие нечистоты совершать, за которые первый мир потопом, а Содом и Гоморра – огнем и серой, – праведным Божиим гневом погублены.

Тот же праведный гнев Божий действует и в той стране, в которой то пожары, от которых города и веси пустеют, то оскудение хлеба и голод, то слышится о падении многих тысяч людей от военного оружия, от чего все Отечество в беду впадает: люди становятся нищими, общая казна истощается и исчезает, жалостно возносится плач, рыдание и вопль осиротевших детей, вдовствующих жен, матерей, лишившихся своих сынов, павших на брани, всех сынов Отечества объемлет печаль и скорбь, смущает страх и ужас отчаяния неблагополучного конца войны.

В таких бедственных обстоятельствах, когда люди наказывающей Божией руки не чувствуют, и не только от грехов не отстают и не каются, но и грехи ко грехам прилагают, должно непременно ожидать еще большего общего бедствия. Поэтому, как и всегда, а особенно в таких случаях, должно всем вместе, познав и признав свои грехи и беззакония, единодушно из глубины сердца возвысить глас: Господи Боже Сил! Обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся (Пс. 79:8), и приведенные, или иные, какие вера подаст, молитвы к Богу проливать. Ибо общие грехи наказываются общим наказанием, а потому должно общим и покаянием умилостивлять Бога. А беззаконных клятвопреступников, хищников, мздоимцев, слезы бедных проливающих, неповинно осуждающих и прочих беззаконников, как общую язву Отечества тем, кому от Бога меч правосудия предан, должно смирять и судом праведным всякому воздавать по делам его, да и сами судьи земные не будут посечены мечом праведного суда Божиего, и жребий с неверными не воспримут. Худо и беззаконно там снисхождение проявлять, где должно употреблять строгость и правосудие. Снисхождение там нужно, где от немощи грехи делаются, чему и всякий добрый подвержен. А бесстрашие и безбожие должно строго наказывать, как общую моровую язву, чтобы и прочие имели страх и не заразились.

15. Молитва и общее исповедание верных

Помяни нас, Господи, во благоволении людей Твоих, посети нас спасением Твоим, видети во благости избранный Твоя, возвеселитися в веселии языка Твоего, хвалитися с достоянием Твоим. Согрешихом со отцы нашими, беззаконовахом, неправдовахом, и прочее (Пс. 105:4-6 и след.).

Должно нам сердечно признать нашу неправду пред Богом, как Даниил пророк говорит: У Тебя, Господи, правда, у нас же на лицах стыд (Дан. 9:7). Ибо как отцы наши, то есть предки наши, так и мы много согрешили и согрешаем пред Богом, творим беззаконие и неправду. Ибо все мы много согрешаем, – говорит апостол (Иак. 3:2). Потому должно всем вообще христианам исповедать свои грехи перед Богом: согрешили мы со отцами нашими, творили бззаконние и неправду, и прочее, – и молить Его, чтобы помянул нас по милости, человеколюбию и благоволению, которое обещал людям Своим явить ради благословенного семени того, которое есть Иисус Христос, чтобы посетил нас спасением Своим ради того же благословенного семени, – да сподобимся видеть благоденствие избранных Его, как солнце, сияющих в царстве Его (Мф. 13:43), возвеселиться весельем народа святого Его, хвалиться с наследием Его (Пс. 105:5), и теми благами, которых не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9), в бесконечные веки наслаждаться.

О такой славе избранных Божиих всегда нам помнить подобает. К ней наши желания, ум, сердце и воздыхания возводить, пока в этой юдоли плача странствуем, и с верой усердно молиться Отцу Небесному: помяни нас, Господи, во благоволении, и прочее. Ибо сколько ни жить в бедственном мире сем, надобно отсюда на тот свет переселиться. Сколько ни собирать богатства, следует его непременно оставить в мире сем. Сколько ни веселиться честью и славой мира сего, необходимо следует в малом и темном гробу заключиться, и земле в землю возвратиться (см. Быт. 3:19).

А какая польза от богатства, чести и славы мира сего, когда лишимся той чести, славы и богатства, которое избранным Божиим на небесах уготовано? Что пользы от веселости и роскоши мира сего, когда тело на съедение червям, а душа на посмеяние и поругание демонам предана будет? Худая и бедственная перемена – от мнимой славы и чести в истинное и вечное поношение и укоризну, от временного и мнимого сладострастия в вечное и истинное мучение перейти. Такая пренеблагополучная перемена встретит сластолюбивую, славолюбивую и сребролюбивую душу.

Напротив того, весьма блаженная и всежелаемая перемена – от малой и временной скорби (от малой, говорю, ибо какая бы в мире сем ни была скорбь, и сколь долговременна бы ни была, – она ничто против будущей и вечной скорби), в вечную радость и веселье избранных Божиих переселиться, и Христа лицом к лицу видеть, как солнце, сияющее и просвещающее избранных Своих. Преблагополучны те, которые части той блаженной сподобляются, и благополучия их не только словом изобразить, но и умом понять невозможно, хотя они в мире сем попираемы бывают, как сор непотребный. Напротив того, бедные и окаяннейшие – те, которые ради прихотей своих этого лишаются жребия, хотя бы их, как богов, в этом веке почитали и им бы поклонялись.