Collected Works, Volume 4

§338.

1) Бог наш и Творец, в трех Лицах поклоняемый, когда сотворил небо и землю и все украшение их, после создал человека Адама и помощницу ему Еву. От них двоих весь род человеческий произошел и умножился. Их двоих все люди имеют первыми своими родителями.

2) Этих наших прародителей преблагой Бог создал не так, как прочие вещи, но неким дивным и человеколюбивым советом. Созидая прочие твари, Бог говорил: Да будет, – и было так (Быт. 1:3, 6, 9, 11, 14, 15, 20, 24); Он изрек, и они явились, повелел, и создались (Пс. 148:5). Перед тем, как создать человека, говорил: Сотворим человека по образу Нашему и по подобию (Быт. 1:26). Настолько высоко человека, выше прочих тварей, превознес, что не только Своим Божественным советом, но и по образу Своему сотворил его. От этого познай, человек, твое высокое и дивное первоначальное благородство и непостижимую благость Бога нашего. По образу Божию ты создан! (Быт. 1:27).

3) Созданным прародителям нашим, и в раю, прекрасном месте сладостей, учиненным, Бог дал заповедь: От всякого дерева в раю будете есть, а от дерева познания добра и зла не ешьте от него, ибо в день, в который вкусите от него, смертью умрете (Быт. 2:16-17).

4) Заповеди Божией прародители наши не сохранили, от заповеданного древа вкусили (Быт. 3:6). К такому преслушанию и законопреступлению их прельстил змий лукавый и сатана, позавидовав великому их блаженству. И так они, не послушав Бога, Создателя своего, послушав же обольстителя и врага своего, весьма тяжко согрешили перед Богом. Потому они лишились Божией милости и благодати, которою их Бог почтил в создании, потеряли образ Божий, и из святых и праведных сделались нечистыми, скверными и грешными, и подпали праведному гневу Божию и всякому неблагополучию, временному и вечному.

5) Этой греховной язвой прародителей наших заразились и мы, их сыны, и с нею зачинаемся и рождаемся, как о том воздыхает и сетует Псаломник: В беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя (Пс. 50:7), – и так с ними стали подвержены временному и вечному бедствию. Нам всем следовало не только временно, но и вечно с ними умирать, горькую чашу гнева Божия и вечного мучения в аду пить, и у дьявола, злого совета которого мы послушали, быть во власти и поругании. Ибо возмездие за грех – смерть, – говорит апостол (Рим. 6:23).

6) Бог, по великой Своей милости и непостижимой благости, не по беззакониям нашим поступил с нами, и не по грехам нашим воздал нам (Пс. 102:10). Еще прародителям нашим обещал послать избавление и спасение – им и всему миру, – что означают те самые слова, которые Бог сказал змию: Той (Христос, благословенное семя) твою сотрет главу (Быт. 3:15).

7) Свое отеческое благословение к роду человеческому и милостивое обещание Бог многократно повторял и открывал святым патриархам, Аврааму, Исааку, Иакову и прочим. Открывал пророкам и им повелевал возвещать и проповедовать грядущего в мир Спасителя, как о том в книгах Ветхого Завета написано, в Сего Избавителя грядущего и веровали ветхозаветные отцы, и спаслись веровавшие в Него (Пс. 117:26; Деян. 15:11).

8) Когда приблизилось то время, в которое Бог определил прийти в мир Избавителю и явиться миру, перед Его пришествием родился пророк от неплодных и престарелых праведных родителей – священника Захарии и Елисаветы – именем Иоанн (Лк. 1:57-63). Этот пророк был послан Богом приготовить путь Избавителю, грядущему в мир, как о том Захария, отец его, Духом Святым сказал ему, рожденному: И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицем Господа приготовить пути Ему (Лк. 1:76). И Сам Бог еще прежде о нем предсказал через пророка: Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал. 3:1; Мк. 1:2). Потому называется он Предтечей Святой Церковью, что перед пришествием Христовым, как заря перед солнцем, предшествовал и проповедал приблизившееся Солнце правды, – Христа. Этот пророк проповедал Христа, уже пришедшего в мир, говоря: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его (Мк. 1:7). И указывал на Христа, говоря: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня, и прочее (Ин. 1:29-30 и след.).

9) Пришествие Христово в мир было так: в шестой месяц по зачатии Иоанна Предтечи во чреве Елисаветы послан был Ангел Гавриил от Бога к Деве Марии, Которая тогда жилище свое имела во граде галилейском Назарете, и, придя к Ней, сперва поздравил Ее так: Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами! Потом объявил Ей: Зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус, и прочее. Пресвятая Дева, услышав о таком неслыханном деле, сказала Ангелу: Как будет это, когда Я мужа не знаю? А когда Ангел ответил Ей: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, – и прочие слова в уверение приложил, – соизволила на то благодатная Дева: Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. Так Сын Божий Иисус Христос, благоволением Небесного Своего Отца и наитием и осенением Святого Духа, во чреве девическом зачался плотью (Лк. 1:24-38). Это Божие благоволение к нам, грешным и погибшим, празднуется Церковью 25 марта [4]. Это милосердное к нам Божие благоволение Святая Церковь называет Благовещением, потому что благая весть Деве Богородице и всей твари с небес на землю через Ангела Божия была принесена и объявлена. Ибо отсюда началось наше спасение.

10) Наконец, воссияло Солнце правды из девственной утробы, родился от Девы Сын Божий, явился на земле Царь Небесный, Слово стало плотию, и Ветхий днями был пеленами, как младенец, повит, Невидимый показался, и Питающий всякую плоть, материнским молоком питаться изволил. При рождении Его Ангелы святые воспели славу и хвалу Божию: Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк. 2:14). Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего Церковь празднует 25 декабря [5].

11) Рожденный Сын Божий в восьмой день был обрезан по закону Моисееву, и дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве (Лк. 2:21). Иисус значит Спаситель, ибо Он спасает людей Своих от грехов их (Мф. 1:21).

Помедлим здесь, любезный читатель, и подивимся благости Божией. Принял обрезание Тот, Который не имеет скверны. Принял нарицание и имя Тот, род и имя Которого неизреченно. Нарекся Иисус, дабы самим именем показать, что Он есть Спаситель мира, и ведет людей Своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в небесное царствие. Нарекся сыном человеческим Тот, Который на земле не знает отца. Зачался Тот, Который начала не имеет. Стал видимым Тот, Который по Своему естеству невидим. Осязался материнскими руками Тот, Который Ангелам неприступен. Был повит пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Ради меня и тебя, человек, воспринял Сын Божий это великое посольство. Благослови, душа моя, Господа!

12) Как прошло сорок дней от рождения, святою Матерью принесен во храм Господень, дабы по закону Моисееву представить Его пред Господом. В то время, по смотрению Божию, пришел в храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому было обещано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня. Как только он увидел младенца Иисуса, принесенного в храм Божий, Духом Святым узнал, что младенец Тот есть Мессия, Богом обещанный и пророками проповеданный. И взяв Его с благоговением на свои руки, благословил Бога и с радостью воскликнул: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов (Лк. 2:22-31), и прочее. И это отмечает праздник Сретения Господня, 2 февраля [6].