Collected Works, Volume 4

1) Искушает ее плоть со страстями и похотями, когда на всякое бесчинное мудрование и похотение движет верное сердце (см. Иак. 1:14). Христиане, как Христовы рабы, должны распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24).

2) Соблазны мира сего, то есть развращенное и противное Слову Божиему учение, пример развращенной жизни, пытаются искру ее угасить. Сюда относится лесть богатства, чести, славы и сластей.

3) Сатана и слуги его стараются ее искоренить и, как искру зачавшуюся, угасить наводнением бед, напастей, гонений и многих скорбей. Против всего этого бедствия верному сердцу нужно подвизаться и хранить веру свою терпением.

4) Нет для веры большего и тягчайшего искушения, чем когда на верное сердце находит духовная напасть: смущение, страх и ужас Суда Божиего, отчаяние, страх геенны и ада; когда жестокое ударение и мучение совести вынуждается чувствовать верная душа; когда помыслы, как волны, восстают и ударяют верное сердце отчаянием: нет спасения ему в Боге его (Пс. 3:3). Ибо что тяжелее может быть душе, ищущей спасения, чем когда враг хочет отчаянием отнять у нее вечное спасение? Это раскаленные стрелы лукавого, метаемые на верную душу Божиим попущением для нашей пользы. Их, по учению апостольскому, подобает угашать щитом веры (Еф. 6:16).

§ 285. Вера святая укрепляется и растет:

1) Прилежным чтением или слушанием Слова Божия. Ибо как происходит вера от слышания, а слышание от Слова Божия (Рим. 10:17), так укрепляется и растет она вниманием и всегдашним поучением от того же Божия Слова. Ибо, по учению премудрого Павла, все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16-17). Потому и поставил Христос одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:11-13). Поэтому ублажается тот, кто в законе Господнем поучается день и ночь (Пс. 1:2), ибо от того поучения обещаются такие прекрасные плоды, как от дерева, посаженного при водах и влагою тех вод питаемого. И будет он (поучающийся в законе Господнем), как дерево, посаженное при потоках вод, которое принесет плод свой в свое время, и лист его не отпадет; и все, что он ни делает, будет благоуспешно (Пс. 1:3).

2) Укрепляется и растет вера размышлением о чудных Божиих делах, исполненных милостивых Его обещаний. Обещал Бог праведному Ною, что спасет его с семьей от всемирного потопа – и спас (см. Быт 6-8). Обещал Аврааму, что семя его из Египта, в котором должно было претерпевать тяжкое рабство, изведет и введет в землю Хананейскую, – и сделал это, как читаем в книгах Моисеевых и псалмах: Он вспомнил святое слово Свое к Аврааму, рабу Своему, и вывел народ Свой в радости, избранных Своих в веселии, и дал им области язычников, и они наследовали приобретенное от труда народов (Пс. 104:42-44). Обещал сынов Израилевых из пленения Вавилонского освободить – и освободил, как написано в книгах Ветхого Завета. Обещал послать Спасителя миру – и исполнил это, и спасаются верующие во имя Его. Обещал услышать верою призывающих Его – и слушает, как во многих местах Святого Писания читаем.

Услышал их, услышит и нас, когда верою Его призовем. Ибо Бог не на лица зрит, но на веру и сердце человеческое (см. 1 Цар. 16:7). Всем готов подать благодать и милость Свою, когда видит сердце, которое удобно может принять Его благодать. А если не получаем то, чего желаем и просим, – наша вина, а не Его. От бывшего же заключаем и о будущем. В исполнившихся Божиих пророчествах и милостивых обещаниях несомненно видим подтверждение о тех, которые еще не исполнились, но в свое время должны исполниться.

Обещал воскресение мертвых и верных Своих рабов прославить и подать наследие небесного царствия – непременно будет то. И это так же истинно и известно, как если бы оно уже в действительности было. Ибо Бог, как Истинный, солгать не может, как Всемогущий, все сделает, что хочет, и как удобно Ему было мир из ничего создать, так удобно рассыпанный прах тел наших собрать и в бессмертие облечь и прославить; как Благий, Он хочет разумной Своей твари блаженство подать; как Праведный, верных рабов Своих, в вере подвизавшихся, непременно наградит. Так вера принимает подкрепление от рассуждения о чудных Божиих делах и Его свойствах, в святом Его Слове открытых, и верное сердце оттуда же черпает для себя живое утешение, как и святой апостол написал: Все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4).

3) Укрепляется и растет вера усердной и частой молитвой, как учит Христос: Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:7-8). Ибо вера, как дар Божий, Божией помощью сохраняется и умножается, поскольку без Него не можем делать ничего, как говорит Христос: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Поэтому апостолы молились Христу: Умножь в нас веру (Лк. 17:5). Так подобает и нам молиться и стучаться в двери милосердия Его: Господи, умножь в нас веру; или еще с отцом бесноватого отрока молиться со слезами: Господи, помоги нашему неверию (см. Мк. 9:24). Ибо в вере содержится все христианское блаженство, как выше сказано и ниже увидим.

4) Укрепляется и умножается святая вера причащением пресвятых Христовых Таин. Ибо соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, – говорит святой Павел (1 Кор. 6:17); и Христос говорит: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6:56); и кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода (Ин. 15:5). Ибо как плоть человеческая укрепляется и растет естественной пищей, так вера Христова, зачавшаяся в сердце человеческом, укрепляется и растет таинственной пищей святейшего Тела и Крови Христовой. Ибо Тело и Кровь Христовы – животворящие, и потому, кто достойно их приобщается, духовно оживотворяется и от немощей душевных исцеляется.

5) Сохраняется вера удалением от бесед и обращений со злыми и развращенными. Ибо худые сообщества развращают добрые нравы, – говорит апостол (1 Кор. 15:33), почему и повелевает от таковых отлучаться: завещаем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас (2 Фес. 3:6). Чем более вера растет, тем большие ее плоды, как плодовитое дерево чем более растет и ветви свои распространяет, тем более плодов приносит.

§ 286. Из вышеописанного можно заметить несомненные признаки неверия:

1) Развращенная и бесстрашная жизнь, закону Божиему противная. О таких нравах упоминается во многих местах Святого Писания [2].