Collected Works, Volume 4

Таковы цари и князи, власти земной не подлежащие. Также телесная свобода – когда человек телом свободен, не связан, не скован, не заключен в темнице, и прочее. Духовная свобода – когда человек от греха и дьявольской власти благодатью Божией освобожден, не попускает греху и дьяволу над собою царствовать, противится страстям и похотям своим, плоть духу покоряет, одному Богу свободным духом служит. Такой может быть телесно рабом человека, связан, окован, в темнице, в узах, в пленении, но духом везде и всегда свободен. Ибо духа поработить и связать никто не может. Так мученики святые телом окованы, связаны и в темницах заключены были, но духом были свободны. Так и ныне благочестивые рабы на господ плотских телом работают, но духом свободны. Так и прочие, благочестно живущие, хотя в темницах и заключаются и пленяются – духом свободными пребывают. Ибо доколе человек веру имеет и подвизается против плоти, мира, дьявола и греха, духовную свободу имеет, хотя телом и порабощается. Хочешь ли, христианин, эту преславную свободу иметь, – подвизайся всегда против греха и дьявола, врага своего, и будешь свободен.

§ 349. По преступлении заповеди Божией в раю, прародители наши, и с ними мы, чада их, все сделались рабами греха и пленниками дьявола, потеряли духовную свободу и царское духовное благородство, подпали греховному тяжкому рабству и попали под власть дьявольскую, и гордился над нами, как страшный исполин и мучитель над пленными. От этого тяжкого рабства и дьявольского пленения и власти искупил нас Христос, Сын Божий, искупил же не тленным серебром или золотом, но драгоценной Своею Кровию (1 Петр. 1:18-19); цену за нас, пленных, драгоценной Кровью Своей подал. Почему называется и есть Искупитель, Освободитель и Избавитель человеческого рода.

И так извел нас на свободу духовную, дабы мы уже не были рабами греха и дьявола, но против этих врагов сражались, а служили бы Ему со Отцом и Святым Духом, как купленные рабы, не принужденно, но свободно. Ибо Он никого к Своей работе и службе не принуждает, как делают земные господа, но только призывает. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11:28-29). А чтобы мы охотно могли отправлять благословенную службу сию, обещал нам подать и верою просящим подает Духа Своего Святаго благодать (Лк. 11:13), которая предваряет нас, нехотящих, дабы усердно хотели; хотящим помогает, дабы делали, что хотим; делающим сопутствует, дабы всегда в том благословенном деле пребывали и до конца пребыли, как о том поет и молится святой Давид: Милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей (Пс. 22:6).

§ 350. Должность наша требует от нас, дабы мы Иисусу Христу Господу нашему усердно служили. Поскольку:

1) Не свои мы, как апостол учит: Вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6:19-20). Потому мы не свои, но Его, ибо Он купил нас не серебром или золотом, но честною Своею Кровью. Весь состав наш, душа и тело наше, Его есть, потому Ему на службу душу и тело наше обратить должны мы, как апостол увещевает нас: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20). Внешнее служение от внутреннего должно происходить, и телесная служба с душевною согласной быть должна, дабы то было и внутри, в сердце, что внешне словом и делом проявляется, и та вера, которая на устах исповедуется, была бы в сердце и при случае внешне себя показывала, как дерево доброе добрыми плодами себя показывает (Мф. 7:17).

2) Когда крещением святым вступали мы в Церковь Его, – отрицаясь сатаны и всех дел Его, обещали Ему со Отцом и Святым Духом верно служить. Поэтому должны мы обеты свои хранить и верно Ему служить, дабы не явиться лживыми перед Ним.

3) Рабы Его мы и потому, что созданы Им. Он наш Создатель и Господь, мы же дело рук Его. Руки Твои сотворили меня и создали меня, – поет Ему Давид (Пс. 118:73), что и всякий из нас должен Ему петь. Он сотворил нас, а не мы: мы же народ Его и овцы паствы Его (Пс. 99:3). Завладел было нами, Его созданием, лукавый сатана, но Он, как Создатель наш, опять из рук его исторгнул нас, и, как Своих, опять присвоил Себе, потому Ему, Господу нашему праведному, праведно должны служить все дни жизни нашей.

4) Вся тварь служит Ему как Господу своему, как поет Ему пророк: Все служит Тебе, Господи (Пс. 118:91), ибо исполняет слово Его (Пс. 148:8). И мы, тварь Его разумная, должны свое назначение исполнять и Ему как Господу нашему – служить.

5) Вся тварь, по повелению Его, нам служит. Солнце, луна и звезды светят нам, огонь согревает нас, облака орошают нас, вода напаяет нас, земля плоды приносит нам, скоты служат нам и пищу подают нам, и прочее. Служит все Его создание нам, дабы мы Создателю нашему усердно служили и за службу, которую от создания Его приемлем, Его благодарили. Не требует Он ради Себя ничего, как всесовершенно блаженный, но требуем мы. Потому, перед тем, как создать человека, прежде сотворил небо и землю и все украшение их, дабы сотворенные вещи для человека были как рабы и слуги, готовые к служению, и так сотворил человека, разумную тварь, дабы их к потребе и служению своему употреблял и, от них услугу себе имея, Создателю своему, как ближайший и разумный раб, непосредственно служил. Видишь, христианин, как служит нам тварь неразумная, дабы мы, разумные, Богу служили.

6) Чудно сие, что видимый свет, по повелению Божию, служит нам, но то чуднее, что и Ангелы святые спасению нашему служат. Ополчается Ангел Господень вокруг боящихся Его (Пс. 33:8). Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр. 1:14). Преисполнен примерами служения Ангелов Ветхий Завет, но и в Новом много такого служения обретается.

Ангел благовествует Пресвятой Деве о грядущем в мир Сыне Божием, и от Нее плотью рождаемом (Лк. 1:26-38).

Ангел Иосифу, обручнику Ее, является (Мф. 1:20; 2:13, 19).

Ангел Захарии является и благовествует о зачатии Предтечи (Лк. 1:11).

Ангел пастырям благовествует о родившемся Христе-Спасителе мира (Лк. 2:9).