Collected Works, Volume 4

А тем показали святые, что дотоле человеку властелину повиноваться и служить должно нам, доколе повеление его согласно с Божиим повелением, или не противно ему. Когда господин твой приказывает тебе что согласное Божию закону, Бог тебе то приказывает. Итак, когда повинуешься в том господину твоему, Богу повинуешься и работаешь. Притом рассуждай, кого ты боишься, когда усердно работаешь господину твоему, Бога или господина твоего, человека? Когда Бога боишься, Который повелел повиноваться властям, и так служишь господину Бога ради, то Богу служишь, Которого страхом почитаешь, а не человеку, а когда боишься господина человека, чтобы не наказывал тебя за нерадение, то подлинно человеку только служишь, а не Богу. Ибо человеку служишь не ради Божия, но ради человеческого страха. Всякий человек, ради кого что делает, тому и угождает, а кому угождает, тому и служит, ибо служить и угождать есть едино. И так, когда служишь господину ради того, чтобы ему угодить, а не Богу, – человеку служишь, а не Богу.

Так и всякий, кто от греха удаляется и доброе дело по-видимому только творит не ради того, чтобы Богу угодить, но чтобы людям, – такой не Богу, но людям угождает, и служит не Богу, но людям, раб людям, а не Господень. Всякое дело от сердечного расположения и цели судится от Бога. Так все те христиане – рабы человеческие, а не Господни, которые указов монарших слушаются, боясь казни гражданской, а не Бога. Так судьи, христианами именующиеся, – рабы человеческие, а не Божии, если мзды не касаются и правду соблюдают не ради страха Божия, но ради страха человеческого. Ибо все таковые, если бы наказаний гражданских не боялись, делали бы по своей воле, но страх гражданского суда удерживает их от того. И потому, оставив Бога, человеку служат, или более того, греху, и грехом дьяволу, и внутри – злые и неправедные, хотя внешне и являются добрыми, и Богу Господу своему неверные, как язычники, не знающие истинного Бога, поскольку веры не имеют, которая учит все ради Бога творить.

А те, которые и суда гражданского не боятся и закон нарушают, уже страх и стыд человеческий потеряли, в крайнем находятся заблуждении и злонравием своим превосходят даже язычников образованных, которые общим человеческим нравам повинуются и соблюдают, что монаршие указы повелевают. Словом, всякий, кто человеку, монарху и господину своему повинуется не ради Бога, а ради страха их или награждения, тот не Богу служит, а человеку; не Божий раб, а человеческий; не Богу угождает, а людям, ибо дело его не от веры происходит. Верный же Христов раб, все минуя, ради одного Бога служит монарху, или господину своему, взирая на повеление Божие, поскольку Бог повелел повиноваться властям. Такой, хотя бы никакого награждения временного за исправность или наказания за неисправность не было, будет чистосердечно господину своему служить, опасаясь одного только Божия гнева за неисправность.

§ 353. Иной возразит: «Разве христиане не все единому Иисусу Христу служат?»

Ответ:

Видел ты выше, кто служит Христу. Христиане, которые чистосердечно веруют во Христа и веру свою показывают послушанием, те все служат единому Христу, а те, которые не слушают Христа и заповедей Его не исполняют, те Ему не служат. Ибо истинного и нелицемерного служения не может быть без послушания. Поскольку служить господину и не слушать его – разуму противно и в себе противоречие включает, так как противоречие есть – быть рабом и не быть рабом, служить и не служить, почитать и не почитать, любить и не любить, и прочее.

Кому же таковые христиане служат?

Служат своим прихотям и страстям плотским, а в них самому дьяволу, ибо волю его злую исполняют и слушаются его.

Разве не страшно и не мерзко служить дьяволу, противнику и врагу Божию?

Подлинно страшно и мерзко, но истинно сказанное. Ибо, кто кому повинуется, тот тому и служит: кто кем побежден, тот тому и раб, – говорит апостол (2 Петр. 2:19).

В чем же они повинуются и служат ему?

В делах его злых, в гордости, сребролюбии, хищении, воровстве, лукавстве, лжи, ссорах, блуде, прелюбодеянии, нечистоте, пьянстве, злопамятстве и прочих тому подобных делах.

Возразит кто: «Христос ведь избавил христиан от рабства дьявольского?»

Подлинно избавил, как выше сказано, но они сами под тяжкое его иго возвратились и, оставив Господа своего, Которому, как рабы, должны были верою и правдою служить, пошли вослед сатаны.