Collected Works, Volume 4

Статья 5.

О должности христианской по отношению к самому себе

Должность христианина к самому себе в том состоит, чтобы он в подвиге веры не ослабевал с помощью Божией, и так бы получил спасение вечное, которое Христос смертью Своею нам приобрел. Хотя и даром, только по благодати получают верные жизнь вечную, по Писанию: Дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6:23), однако требуется непрестанный подвиг против дьявола, мира, плоти, которые христианам препятствие учиняют и не допускают их до вечного блаженства. Потребно много труда против этих врагов хотящему спастись. Насколько христианство велико и высоко, настолько многому искушению и бедствию подвержено. Поэтому недремлющим оком должно его хранить.

Глава 1.

О хранении веры

Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни, – говорит Христос.

(Откр. 2:10)

§ 359. Поскольку вера подлежит многоразличному искушению, то должно ее посреди такого бедствия так беречь и хранить, как душу свою или жизнь свою, или даже более. Ибо и жизнью нашей должны мы при случае пренебречь, дабы вера сохранилась. Если душу нашу или жизнь ради веры погубим, то обретем жизнь вечную в будущем веке, как говорит Христос: Кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее (Мк. 8:35).

В вере состоит все блаженство наше. Верою во Христа избавляемся от грехов наших, гнева, проклятия, власти дьявольской, вечного осуждения, ада и вечной муки, и сподобляемся Божией милости, благодати, благословения, царствия Божия и всех вечных благ, по неложному Его обещанию. Если веру соблюдем, все эти блага нашими будут, если же веру погубим, всех тех благ лишимся и снова подпадем всему бедствию, гневу Божию, проклятью, власти темной, вечному осуждению и мучению. Хранить стараемся от воров сокровище наше тленное и временное.

Тем более должно хранить сокровище душевное, вечное – веру святую, дабы его сатана, как вор хитрый и лукавый, не похитил. Бережем здравие телесное и жизнь. Много более здравие и жизнь душевную беречь должно, чтобы вовеки не умереть. Предостерегаем себя от врагов, которые хотят тело наше тленное погубить и временную жизнь у нас отнять. Тем более от врагов душевных предостерегаться должно, которые душу нашу погубить и вечную жизнь отнять у нас стараются. К этой осторожности и старанию увещевает нас апостол Петр: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Петр. 5:8-9). Вера сохраняется молитвой, чтением или слушанием слова Божия и прочим.

§ 360. Веры истинной и живой без добрых дел быть не может. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые, – говорит Христос (Мф. 7:1-18). Так верное сердце, веру, как доброе семя, в себе имеющее, плоды добрых дел творит, ибо всякое семя подобный себе плод рождает. Потому и должно нам, христиане, веру нашу показать от добрых дел, как дерево доброе от добрых плодов показывается, как апостол говорит: Покажи мне веру твою от дел твоих (Иак. 2:18). Того же требуют от нас и прочие апостолы святые в посланиях своих и толкователи Писания отцы святые, святители Христовы и учителя. Вера и любовь, которая есть матерь добрых дел (1 Кор. 13:1-8), так сопряжены между собою, как душа с телом, сок с деревом зеленым, теплота с огнем. Живет тело, когда душа в нем есть.