Collected Works, Volume 4

Стоит и живет дерево, и плод творит, пока сок в нем имеется. Находится там огонь, где теплота чувствуется. Так имеется там вера, где любовь истинная оказывается. «Веры, – говорит Златоуст, – знамение есть любовь» (Беседа 4-я на 1-е Послание к Фессалоникийцам). Нет там веры, где нет любви.

Не одно только исповедание делает христианином, но исповедание с сердечною верою сопряженное.

Вера учит верного исповедовать и называть Бога своим Богом, как об этом во многих местах Писания свидетельствуется. Если веруешь, что Бог – твой есть Бог, то непременно ты Его должен почитать, чего не может быть без послушания истинного. Почитать Бога и не слушать Его – разуму невместимо. А от послушания последует соблюдение святых Его заповедей, а где соблюдение заповедей Божиих, там и добрые дела, ибо заповеди научают нас добрым делам. Веруешь, что Бог есть прибежище, сила, помощник и заступник верных Своих (Пс. 45:2), почему же надежду твою полагаешь на человека смертного, на серебро, золото, честь, сан твой, силу твою и мудрость, и от них в нашедшей напасти помощи и защиты ищешь? Веруешь, что Христос мучим был как за всех, так и за твои грехи, – Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши (Ис. 53:5), – почему же дерзаешь бесстрашно грешить?

За что Христос столь горькую чашу страдания испил? Христу грехи твои такую горесть и мучение сделали, а ты их не оставляешь, но утешаешься ими. Утешаешься, так как не оставляешь, не оставляешь, так как услаждаешься ими. Услаждаешься же тем, что Христу бесчестие, поношение, хулу, болезнь, скорбь, оплевание, заушение, уязвление, раны, распятие и смерть сделало. То тебе приятно и сладко, что Христу горестно было. Видишь человек, христианином нарицающийся, какая твоя любовь ко Христу, пострадавшему за грехи твои, что ты любишь то, что Христу горчайшее страдание учинило! А какая любовь, такая и вера твоя, ибо вера и любовь неразлучны. Веруешь, что Он Пастырь твой, – почему же не слушаешь гласа Его? Овцы Мои, – говорит Он, – слушаются голоса Моего (Ин. 10:27).

Веруешь, что Он Учитель твой, – почему же как ученик не учишься от Него смирению, терпению, кротости и прочим добродетелям, которым Он словом и примером учил? Научает тебя вера святая, что христиане – братия твои, единого Отца имеющие Бога, единую матерь признающие Церковь, единое крещение, которым от скверн греховных омылись, единую веру, родство духовное получившие, – почему же не любишь их, как братию свою, и требующим милости не делаешь милости, и в нуждах их не помогаешь им? Братию свою по плоти любишь и помогаешь им, – насколько более братию по духу должно любить. Ибо большее есть родство духовное, христианское, как вечное, нежели плотское, как временное и смертью престающее.

Такая-то твоя вера! Веруешь, но противно вере своей поступаешь. Исповедуешь Бога, но непослушанием отрекаешься от Него. Христа Сына Божия принимаешь и говоришь Ему: Господи, Господи, – но учения Его не принимаешь. Между христианами считаешься, но христианских дел не творишь, даже противное христианам делаешь. Христос говорит Иудеям: Если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин. 8:39). То же и христианину неисправному прилично сказать: если бы христианин ты был, дела бы христианские творил. Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24). Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его (Рим. 8:9). Не одним только исповеданием, именем и обрядами христианин отличается от язычника, но верою сердечною и житием христианским. Видишь, христианин, что как благочестивое житие есть доказательство живущей в человеке веры, так неисправное житие – знамение несомненное есть неверия, хотя бы человек Бога исповедовал, крещен был и христианином назывался. А от сего можешь испытывать себя, хранишь ли веру, как апостол увещевает: Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте (2 Кор. 13:5).

§ 361. Вера святая не только устами отвергается, когда человек Бога и Христа Сына Божия отрицается и обращается к чувственному идолослужению, но и злыми делами, не христианским и беззаконным житием. Об этом слово Божие свидетельствует. Говорят, что знают Бога, – говорит апостол, – а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит. 1:16). И любостяжание идолослужением (Кол. 3:5), и любостяжателя идолослужителем тот же апостол называет (Еф. 5:5). И еще: Некоторые, отвергнув добрую совесть, потерпели кораблекрушение в вере (1 Тим. 1:19). И ниже: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного (1 Тим. 5:8). И апостол Иаков говорит: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие (вера у того суетна) (Иак. 1:26). И еще: Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? (Иак. 2:14). И ниже в той же главе: Покажи мне веру твою от дел твоих (Иак. 2:18). И еще: Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва (Иак. 2:26).

А когда вера мертва, то и нет ее. Мертвое уже не живет, хотя и показывается как нечто. Ибо вера есть дар Божий духовный, и потому когда мертва, то уже исчезла, как светильник без елея угасает. Потому как в светильник подливается елей, чтобы не угас, так и светильнику веры нужен елей милости Божией, без которого он угасает. Вера от Бога приходит и поэтому Божией благодатью и силой сохраняется. Посему говорит Давид: Ты просветишь светильник мой, Господи Боже мой, просветишь тьму мою (Пс. 17:29).

Однако требуется и наше старание к тому. Бог помогает труждающимся, а не лежащим, делающим, а не престающим. Потому говорит: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14). Надобно сперва восстать и начать делать, и тогда помощь приспеет. А те, которые оставляют это благословенное старание и труд, сами виновны бывают, что попускают светильнику веры своей угасать. Я здесь не говорю тебе, христианин, о той вере, которая в познании и содержании правых догматов состоит: эту веру имеют и беззаконно живущие христиане. Но говорю о вере сердечной, живой и спасающей (о которой сказано выше), этой веры нет в том, кто неисправно и не по христиански живет, хотя бы и исповедовал и проповедовал веру. Возьми в рассуждение, что Христос говорит: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Как те, кто служит Богу, уже не работают маммоне, так рабствующие маммоне уже не служат Богу. Богу и маммоне одновременно работать невозможно, по слову Христову.

А из этого можно заключить, что и всякому греху рабствующие уже не служат Богу, а не служа Богу, и веры не имеют, ибо без веры служить Богу невозможно. Без веры угодить Богу невозможно, – учит апостол (Евр. 11:6). Служить и угождать Богу есть едино. Внимай и сему, христианин: верным во Христе отверсты двери царствия небесного, как Божие святое слово уверяет нас и Церковь Святая содержит и исповедует, но неисправным христианам, напротив, апостол заключает вход в царствие небесное. Или не знаете, что неправедные царства Божия не наследуют? и прочее (1 Кор. 6:9-10; Гал. 5:19-21). И Христос говорит: Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи!– войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф. 7:21).

Следовательно, и веры не имеют те, которые творят таковые дела, которыми заключается вход в царство и блаженство вечное. Внимай, христианин, что Тот же Бог, Который сказал мне и тебе: Я Господь Бог твой, – и повелел иных богов не иметь: да не будет у тебя других богов пред лицем Моим (Исх. 20:2-3), – Тот же Бог дал и все другие последующие заповеди. Следовательно, если первую заповедь разоряя, грешим перед Богом, так и прочие не соблюдая, равно грешим. И как тогда, когда оставляя Его, к иным богам обращаемся, отрекаемся веры и Бога, так и другие последующие заповеди разоряя, отрицаемся веры и Бога, хотя не устами, но делом и непослушанием. Едино есть – словом или делом отрицаться. Ибо и вера должна быть в сердце и вне делами себя показывать.

Этой сердечной вере устное исповедание следует и объявляет ее, как сердечную всякую мысль слово произносимое, по Писанию: Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10:10). И потому отвержение, словом или делом бываемое, равно есть отвержение. Отвергается и от самого повелевающего тот, кто отвергается от его повеления. И хотя языком не дерзает произносить: «Не знаю и не слушаю тебя», – но сердцем непокорным и непослушливым и самым делом показывает то. Так, заповедь Божию разоряя от произволения и предрассуждения, человек и Самого Бога отрицается, и так отступает от Него, и падает в духовное идолопоклонство. Ибо страсти, которую совершает, как идолу, сердце и волю свою покоряет.

Рассуди всякий, не то же ли делается со всяким христианином, что делалось во время гонения с мучениками? Их мучители и слуги их убеждали к идолопоклонению. И те, которые не соизволяли на то богопротивное дело, сохраняли веру, а те, которые повиновались, погубляли веру. Так и всякого христианина убеждает злая мысль, как слуга дьявольский, ко греху, от которого и совесть, и Сам Бог через Слово Свое отвращает. Кто злому помыслу, как мучителю, противится и на богопротивное дело не соизволяет, – хранит веру к Богу своему и верно служит Господу своему, но кто тому соизволяет, оставляя совесть и Божие повеление презирая – тот от Бога повелевающего отступает и так веру погубляет. Мученики, которые не стерпели мучения, отвергались Христа устами, а тот, который богопротивному помыслу повинуется и беззаконничает, сердцем отвергается. Идол сам по себе ничто (1 Кор. 8:4).

Серебро, золото и прочая материя, в идолах находящаяся, ибо Божие создание и на то и на другое дело по человеческому соизволению может обратиться. Но идолы у всякого в сердце имеются – страсти бесчинные: похоть нечистая, гордость, зависть, злоба, сребролюбие и прочее. Внутри имеются и мучители, к этим страстям, как идолам, склоняющие, – помыслы злые. Внутри и капище у человека есть – сердце его. От внешних идолов легко можно сохраниться, но от этих, которых внутри нас носим, с великою трудностью, и то не без всесильной Божией помощи сохраняемся и избавляемся, ибо они природны нам. Если хотим, христиане, веру нашу сохранить, должны мы не только от внешних, но и от внутренних идолов хранить себя. Не только золотым, серебряным и прочим делам рук человеческих колена не преклонять, но и внутренним, с нами от ветхого человека рожденным, то есть маммоне, похоти нечистой, гневу, злобе, зависти, ненависти, гордости и прочим не покоряться. Покоряется же им тот, кто служит им, а служит им тот, кто делает (грех) по их похоти. Потому и называется такой рабом греха, как говорит Христос: Всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34) Кто похоть нечистоты совершает, тот раб нечистоты.