Collected Works, Volume 4

§ 366. Когда Бог через слово Свое говорит мне и тебе, христианин, то не к телу нашему говорит, но к душе и сердцу нашему. Не к телу говорит: Уклоняйся от зла, и делай добро (Пс. 33:15), – но к душе. Следовательно, хотя телом не творишь зла и внешне являешься добрым, но если внутри не имеешь добра, но наоборот, зло помышляешь и поучаешься, значит, ты злой и Бога не слушаешь. Не имеешь иных богов, кроме Господа, не воздеваешь к ним рук, не преклоняешь колен твоих идолам, но сердцем служишь страстям и похоти их исполняешь, – никакой тебе нет пользы от того внешнего дела, ибо не отличаешься от язычника, который внешних и чувственных идолов почитает. Ибо Бог не к телу, но к душе и сердцу нашему говорит: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Ищешь помощи в напасти от князей, сынов человеческих, от серебра, золота, от своей чести, хитрости и прочего, – значит, то для тебя бог твой, от чего ищешь помощи и защиты, ибо на то надеешься, как на своего бога, почему и ищешь в нем помощи. Надежда от веры неотлучна, и так, когда ты надежду от Бога отлучил к созданию, то и верою отвратился от Бога к тому, к чему надежду свою привязал. Потому, хотя устами Бога и исповедуешь, и называешь Заступником и Помощником твоим, но сердцем твоим отступил от Него и оставил Его, и имеешь то себе за бога, к чему сердцем и надеждою своею прилепился. Бог не к устам нашим говорит, но к сердцу: Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

В сердце должна быть надежда, как и вера, а если в сердце не имеешь надежды на Бога, оттуда явно, что к созданию ради помощи и защиты прибегаешь, ибо кто от кого помощи и защиты ищет, на того и надеется. Искание помощи и защиты от создания есть доказательство надежды на создание. Не приходим к тому с прошением, на кого не надеемся. Так, к нищему и незнатному не приходим ради защиты, ибо знаем, что он не может нас защитить, но к сильному и славному человеку прибегаем под защиту. А когда на создание надежду полагаем, то уже от Бога отступаем надеждою. На Бога и на создание надежду полагать одновременно невозможно, но надобно непременно одного оставить и к другому прилепиться.

Едина душа и едино сердце у человека. Когда к Богу прилепляется, то от создания отстает, и когда к созданию прилагается, то от Бога отступает. То же и о прочих наших делах разуметь должно, христианин: чего в сердце не имеется, того и в самой вещи нет, и что в сердце есть, то и в самом деле имеется. В сердце нашем нечестие или благочестие есть. Молишься, поешь, славословишь и благодаришь Бога устами, но когда в сердце нет того, – молитва, песнь и благодарение твое ничто есть. Поклоняешься Богу и колена преклоняешь, но когда сердца не преклоняешь, – ничто есть поклонение твое. Смиряешься телом, но когда в сердце не имеешь смирения, – смирение твое ничтоже есть. Бог не к телу нашему, но к душе говорит: «Молись, пой, благодари, поклоняйся и смиряйся».

А что в душе и сердце истинно имеется, то является и внешне, на теле, подобно тому, как какой сок внутри дерева имеется, такие и плоды его рождаются. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:18). Также, хотя внешне и не делаешь зла, но в сердце зло скрываешь – злодей ты. Не убиваешь ближнего твоего руками или иным чем, но гнев и злобу в сердце твоем на него держишь – убийца ты перед Богом. Всякий, ненавидящий брата своего – всякого человека, – есть человекоубийца (1 Ин. 3:15). Бог не рукам, но душе и сердцу говорит: Не убивай. Не крадешь руками, но желаешь чужого добра – вор ты. Не прелюбодействуешь телом своим, но в сердце вожделение нечистое имеешь – прелюбодей ты, по учению Христову: Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:28). Ибо не телу говорится: Не прелюбодействуй, – не рукам: Не кради, – но душе и сердцу нашему. И рука не будет красть, похищать, если душа не захочет, и тело прелюбодействовать, если в сердце вожделения не будет; язык не злословит, если сердце не захочет.

Видишь, христианин, что все Божие слово к душе нашей простирается. Хочет Бог, чтобы душа наша исправна была. А когда она исправится, то и внешние дела и слова исправны будут. Подобно тому, как когда сосуд очистится от смрадной вони и наполнится благовонием, то издает благоухание. Так душа и сердце человеческое, когда очистит себя от зла и добрыми мыслями и нравами исполнится, добрые дела и слова показывает. Отсюда правильно заключается, что и покаяние истинное состоит не только в оставлении внешних беззаконных дел, но и в изменении сердца, которое когда переменится, то и внешние дела тому сообразные последуют. Так и Христос говорит фарисеям: Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их (Мф. 23:26), то есть очисти прежде сердце твое от злых похотей, дабы были и внешние дела чисты. Бог говорит душе нашей: Покайся. А когда в душе истинное покаяние будет, то оттуда и достойные покаяния плоды, как от источника ручьи, проистекут.

§ 367. Когда Бог нам, христианин, говорит, то Божии слова не пусты и суетны, но действительны. Что повелевает нам, хочет действительно, чтобы мы непременно то исполняли, а также хочет усердно, чтобы мы всего того, что запрещает нам, всячески не делали. Того воля Его святая хочет, и вечная Его правда требует от нас. Что открывает нам, то истинно есть и верно, и непременно так есть, как открывает: Свидетельство Господне верно (Пс. 18:8). Что обещает, или чем угрожает нам, – то непременно в свое время будет. Будет воскресение мертвых, будет всемирный суд Христов, на котором всякий воспримет по делам своим. Будет блаженство вечное святым и мука вечная беззаконным. Если хотим Божие слово читать или слушать с пользою нашею, то должно нам верить всему тому, что оно нам говорит. А когда будем верить, то по слову Божию и житие наше постараемся исправлять.

Как такое может быть, чтобы ты с неохотой внимал всему тому, что в Писании Святом сказано, если истинно и сердечно веруешь, что Тот, Который в Писании говорит, Бог, Господь и Создатель твой есть, и тебе точно, убогому Своему созданию, говорит? Никак тому быть невозможно, если в сердце твоем вообразится слово Его. Если внимаем слову земного царя, когда что-нибудь нам, тебе или мне, говорит, и что приказывает нам, с охотою слушаем и исполняем, и что обещает, верим, и чем грозит нам, боимся, хотя он и такой же человек, как и мы, кроме власти его, – насколько более достоин внимания Царь Небесный, Бог великий, святой, всемогущий и страшный, когда нам, подлым Своим рабам, мне и тебе, в слове Своем говорит. Бог не зрит на лица и лиц не приемлет, и слово Его святое никого не минует, но как всем хочет спастись, так всем и всякому слово Его равно простирается.

Равно мне и тебе говорит: «Покайся, веруй, смиряйся, люби, терпи, будь кроток, милостив, уклоняйся от зла и твори благое, не мсти ближнему твоему, отпускай согрешения его», и прочее. Также равно мне и тебе обещает будущие блага, если веровать истинно и нелицемерно будем. Равно всякому верующему, мне и тебе, говорит: «Восстанешь в силе, наследуешь вечную жизнь, блаженство, царствие небесное и нескончаемую радость». Равно и неверующим и беззаконничающим грозит Страшным Своим и праведным Судом и вечною мукою, что непременно самим делом исполнится. Божие слово верно, истинно и твердо, и не прейдет. Небо и земля прейдут, но слова Божии не прейдут (Мф. 24:35).

От такого рассуждения может с помощью Божией вселиться слово Божие в сердце наше, и оживотвориться, и плод свой иметь, и хотя от плоти и дьявола много искушения претерпим, однако благодать Божия поможет нам, если в подвиге этом не будем ослабевать. Бог рабам Своим помогает и укрепляет их, Тот же Бог и нам поможет, если будем слову Его, к нам обращенному, внимать и от Него помощи просить. Ибо Он на лица не зрит, но всех равно милует и укрепляет молящихся и уповающих на Него.

§ 368. Писание Святое есть духовная аптека, в которой благоутробный Отец Небесный различные ради нас сокрыл врачевания. Многоразличные в душах наших имеем немощи, недуги и болезни и потому требуем многоразличного врачевства, – что все в Святом Писании находим. Там с помощью Духа Святого, говорившего через пророков и апостолов, отыщет всякий врачевание немощам своим: печальный – утешение, сомневающийся – разум и утверждение, невежда – наставление и познание. Там сокровен совет недоумевающим, и незнающим разум, и печальным утешение. Ибо Бог, по милосердию Своему, всякому там потребное показывает и предлагает. В подвиге веры Божией благодатью пребывающий найдет там ободрение и подкрепление: Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни (Откр. 2:10), – найдет предосторожность от супостата дьявола: Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Петр. 5:8); – в бедах и скорбях (ибо много скорбей у праведного (Пс. 33:20)) отыщет утешение: Многими скорбями надлежит нам войти в царствие Божие (Деян. 14:22), – и еще: Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное, ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит (Евр. 10:36-37).

Там разнообразно изображается будущая слава, которая будет для терпящих скорбь в мире сем, и надеждою той, как чистою и хладною водою, разгоревшееся прохладит сердце. Много христиан таких, которые блаженство свое полагают в чести, славе, богатстве и роскоши мира сего, но, когда со вниманием в Святое Писание посмотрят и Божие слово прилежно послушают, в ином мнении находиться будут. Там Бог, Судия праведный, блаженство наше поставляет не в чести, славе, богатстве и прочих веселостях мира сего, но в ином.

Он, во-первых, называет блаженным того, кто не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и к обществу хулителей не пристал, но в законе Господни воля его, и в законе Его поучится день и ночь (Пс. 1:1-2). И далее: Блаженны все надеющиеся на Него (на Господа) (Пс. 2:12). Блаженны те, коим отпущены беззакония и коих покрыты грехи. Блажен муж:, которому Господь не вменит греха (Пс. 31:1-2). Блажен помышляющий о нищем и убогом: в день лютый избавит его Господь (Пс. 40:2). Блаженны хранящие истину и творящие правду во всякое время (Пс. 105:3). Блажен муж, боящийся Господа: заповеди Его он сильно возлюбит, и прочее (Пс. 111:1 и след.). Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Блаженны изучающие откровения Его: всем сердцем взыщут Его, и прочее (Пс. 118:1-2 и след.).

Еще люди блаженными называют тех, сыновья коих – как отрасли, крепко укоренившиеся в юности своей; дочери их красивы и приукрашены, на подобие храма; житницы их переполнены, высыпается (зерно) через край; овцы их плодовиты, размножаются на пастбищах своих; волы их тучны; нет изъяна в ограде их, и не перебраться через нее, не слышны крики на площадях их: счастливым называют народ, имеющий все это (Пс. 143:12-14). Но Бог, истинный Судия всего и Источник всякого блаженства ублажает тех, которые Господа Богом своим имеют и в Нем все блаженство свое полагают: Блажен народ, почитающий Господа Богом Своим (Пс. 143:15).