Collected Works, Volume 4

Слово Божие научает, обличает, исправляет, наказывает, утешает. Молитва просвещает, вразумляет, помогает и содержит в христианском деле. Итак, как светильник требует масла, чтобы не погас, так вера, душ наших светильник, всегда требует слушания Слова Божия, поучения, размышления о нем и благодати, дабы не угасла. И как светильник без масла угасает, так вера без Слова Божия и молитвы исчезает. Ибо как тело пищею каждый день подкрепляем, так душу пищею Слова Божия и молитвы всегда питать и укреплять нам должно. Ибо без сего изнемогает душа, а затем и умирает, то есть лишается живой и оживляющей веры. Ибо как для тела жизнь – душа, так для души жизнь – вера истинная.

Вот что я хотел тебе здесь предложить, христианин! Посему говорится: Встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос (Еф. 5:14).

Глава 3.

О христианском звании и как его должно хранить

Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, и прочее.

(Еф. 4:1)

§ 373. Высокими и великолепными именами изображает, и к наставлению, утешению и веселию нашему представляет нам Дух Святой в Писании звание христианское, христианин, хотя и никто так, как истинные христиане, в мире сем не презираются. Унижены они перед миром сим, но почтены о Христе Иисусе перед Богом. Видим в Святом Писании, что они из тьмы призваны в чудный Божий свет (1 Петр. 2:9), от власти сатаны к Богу (Деян. 26:18; Кол. 1:13), призваны в общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом (1 Ин. 1:3), быть сынами Живого Бога (см. Гал. 3:26), призваны в обручение Единородному Сыну Божиему (2 Кор. 11:2), быть храмом Святого и Животворящего Духа (см. 1 Кор. 6:19), наследовать вечную жизнь и блаженство (см. 1 Петр. 1:4; Кол. 1:12), быть согражданами с бесплотными силами (см. Еф. 2:19; Евр. 12:22).

Итак, они род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1 Петр. 2:9). Высокое и поистине небесное звание, любезный христианин! Нет большего, высшего, почтеннейшего, славнейшего и благороднейшего имени под небом, как христианин. Этому высокопочтеннейшему титулу должна уступить всякая мира сего корона, знамением креста Христова не украшенная. На такое высокое достоинство возводит милость и человеколюбие Небесного Отца тленного человека! Возводит же верою о Христе Иисусе. Благословен Бог, так благоволивший!

§ 374. Об этом звании христианам, живущим в мире сем, как роде прелюбодейном, грешном, рассуждать и всегда помнить должно. Да предостерегает их это, и отвращает от греха, и поощряет ко всякой добродетели. Это небесное звание, и небесного жительства и обращения требует. Об этом молит христиан узник о Господе Павел, говоря: Я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны (Еф. 4:1), и через Павла, сосуда Своего святого, увещевает Дух Святой: призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости (1 Фес. 4:7).

Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы Великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14), чтобы жили не по плоти, но по духу (Рим. 8:1,4), ибо мы пришельцы и странники в мире сем, удаляясь от плотских похотей, восстающих на душу, и провождая добродетельную жизнь (1 Петр. 2:11-12); чтобы как чада света поступали, испытывая, что благоугодно Богу, и не участвовали в бесплодных делах тьмы, но и обличали (Еф. 5:8, 10-11), но были чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором сияли бы, как светила в мире (Флп. 2:15).

К этому да подвигнет христиан небесное их звание, к этому да привлекает сердца их и помышления. Итак, христианам не так должно жить в мире сем, как живут народы, не знающие Истинного Бога. Они, как званием от язычников отделены, как род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, так и житием и нравами своими от них должны отличаться. Всякое беззаконие и грех для них должны быть мерзки, ибо оскорбляют Отца их Небесного, и отлучают от Него согрешающего и лишают его высокого христианского благородства, и делают подлейшим невольником своим, ибо всякий, делающий грех, есть раб греха (Ин. 8:34).

Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у них, как прилично святым (Еф. 5:3). Ибо их тела суть храм живущего в них Святого Духа (1 Кор. 6:19). Какое великое неистовство – из храма Божиего храмы бесовские делать! Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог (1 Кор. 3:17). Их тела суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? Ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор. 6:15-16).

О сколь страшное и жалостное дело – из членов Христовых членами блудницы делать, сквернить душу и тело, которое Кровью Христовою омыто и очищено, и членом Христовым и жилищем Святого Духа сделалось! Многих и горячих слез, плача и рыдания достойно дело это!