Collected Works, Volume 4

Тем, которые поступают по сему правилу (имеют веру, действующую любовью) мир им и милость, и Израилю Божию (Гал. 5:6; 6:16). Также и пророк святой Давид какую милость и мир почувствовал внутри себя, то же и написал: Услышу, что скажет во мне Господь Бог, ибо изречет мир на народ Свой, и на преподобных Своих, и на обращающихся сердцем к Нему (Пс. 84:9).

Посему должны мы, христианин, совести нашей и Слову Божиему внимать и удаляться от плотских страстей, которые восстают на душу (1 Петр. 2:11).

Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так царствия Божия не наследуют (Гал. 5:19-21). И еще: Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9-10). И еще: Блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак, не будьте сообщниками их (Еф. 5:3-7).

Этому учению и прещению да внимаем, христианин!

Также христиане, как Божии люди, должны удаляться от сребролюбия: ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры (1 Тим. 6:10), как говорит Господь: Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6:24). Должны уклоняться от лжи, лести, ибо погубит Господь всех говорящих ложь; кровожадного и льстивого гнушается Господь (Пс. 5:7). Должны изгонять из сердца злобу, как им говорит Христос: Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6:15). А кому нет прощения согрешений, тому от Бога отмщение и вечная следует казнь.

Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его, – говорит Христос (Мф. 18:35). Посему должно внимать этим и прочим страшным местам Святого Писания, которые возвещают гнев Божий грешникам за грехи, и совести своей внимать, и от таких дел, которые ее уязвляют и беспокоят, должно весьма беречься, дабы, уязвив совесть, не потерять покой ее, и милости Божией не лишиться, и не подпасть праведному Его гневу.

§ 381. Совесть уязвляют и беспокоят не только внешние грехи, которые вне, самим делом производятся, как-то: блуд, хищение, лесть, отмщение и прочие, но и внутренние, которые через злые и богопротивные помыслы совершаются. Посему христиане должны беречься не только от внешних, но и от внутренних грехов.

1) Поскольку Бог в Слове Своем с душой нашей говорит. Итак, что пользы телом не грешить, но душою и сердцем грех делать; руками не убивать, но сердцем убивать; телом не смешаться с женою, но сердцем услаждаться нечистой похотью?

2) Как Слово Божие душе нашей, так и совесть наша душе говорит: «Не делай того и того». Следовательно, и внутренние грехи как против Слова Божия, так и против совести в душе равно делаются, как и внешние, членами телесными.

3) Бог как внешнее, так и внутреннее худое дело равно видит, о чем псалма 138-го стих 1-16 свидетельствуют, и в прочих Писания местах говорится.

4) И совесть за внутренне худое дело и помысел, уязвленная и раздраженная этим, обличает человека.

5) Как Слово Божие, греховным помыслом презренное и не исполненное, так и совесть, тем же раздраженная, суд Божий и гнев Его возвещают человеку. И человек будет судиться не только за дела и слова, но и за помыслы злые на страшном Христовом Суде.

6) Христос говорит: Сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5:27-28). Отсюда можно заключить, что и тот прелюбодей, который хочет прелюбодействовать и нечистые мысли в сердце питает, хотя с женщиной и не совокупляется телом; и тот убийца, который ненавидит брата своего (1 Ин. 3:15), злобится на ближнего и хочет ему повредить или его убить, хотя и не убивает его на деле; и тот есть вор и хищник, который желает чужую вещь похитить, хотя и не похищает делом; и тот пьяница, который хочет упиваться, хотя и не упивается; и тот льстец и обманщик, который хочет прельстить и обмануть, хотя делом и не совершает того. То же и о прочих злых помышлениях разуметь должно.

Этот грех совершается против заповеди десятой: не пожелай (Исх. 20:17). И хотя такой человек не делает ближнему зла делом, но хочет делать, и так грешит против Божиего повеления. Ибо Бог как душе и сердцу нашему говорит, так и смотрит на сердце и волю души, на то, какое кто сердце и волю имеет и к чему воля и сердце клонится у человека, и по тому судит его. Итак, христианину не только не должно делать зла, но и мыслить, и хотеть, если не хочет против Слова Божия и совести своей согрешить, и так ее уязвить и суду Божиему подпасть.