Collected Works, Volume 4

7) Поскольку Бог душе нашей говорит и велит или уклоняться от зла, или делать добро (см. Пс. 33:15), то душа делает как добро, так и зло. А тело для души есть орудие, которым делает или доброе, или злое. Тело не будет делать зла, рука не будет похищать, убивать, язык злословить и клеветать, ухо клевету слушать, око с вожделением на красоту лица смотреть, если душа не захочет. Дело рук – делать, но доброе или злое делать от произволения души зависит. Ока дело – смотреть, а зло или с добром смотреть – относится к нашей воле. Языка дело – говорить, а как и что говорить, то от воли зависит. Так и прочие члены тела нашего бывают орудиями правды, или неправды не сами по себе, но от воли и произволения сердечного.

Итак, душа и воля человеческая грешит или добро делает, и через члены телесные хотения и действия совершает. Следовательно, хотя человек и не грешит членами телесными, например, руками не крадет, не убивает, телом не блудодействует, и прочее, но в душе и сердце мысли злые имеет и им соизволяет, он также грешит перед Богом и суду Его праведному подпадает. Надобно же нам, христианин, не только от внешних грубых грехов, но и от внутренних злых помышлений, которые есть корень и начало внешних, беречь душу свою, если хотим по-христиански жить.

8) Истинный христианин подобен дереву доброму, у которого как вне, на ветвях, появляются добрые и сладкие плоды, а не горькие, так и внутри имеется добрый и сладкий, а не горький сок. Ибо от сока и плоды происходят на дереве, а какой сок в дереве, такие и плоды его появляются на ветвях. Ибо всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые, – говорит Истина – Христос (Мф. 7:17-18).

В этом и мы должны подражать дереву. И как вне не делаем зла, так и внутри должны не делать зла. Но как вне являемся добрыми, так и внутри должны быть добрыми, подобно доброму дереву. Вне не делать зла – и внутри не мыслить зла. Вне не убивать ближнего – и внутри не гневаться и не злиться на него. Руками не похищать – и внутри не хотеть этого. Языком не злословить – и внутри не мыслить этого. Телом не гордиться – и умом и сердцем не превозноситься. Телом не оскверняться – и сердце чистым от этого соблюдать – да будет истинное согласие души с телом в благочестии, подобно тому как имеется союз и согласие в составе их естественном, да так душу и тело наше в послушание и жертву Богу нашему посвятим. Так будем истинно добрым деревом, которое и вне и внутри доброе. Посему говорит апостол: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6:20).

Отсюда видишь, христианин, кто есть истинный и кто ложный христианин и лицемер. Истинный христианин тот, который и не делает, и не хочет делать зла, но, наоборот, хочет и старается делать добро ради Бога. Ложный христианин и лицемер тот, кто от внешних грехов воздерживается и показывает себя вне добрым, но внутри зол и подобен окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).

Глава 6.

О том, что христианин должен вожделениям и похотям плотским противиться и их благодатью Божией побеждать и умерщвлять

Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

(Гал. 5:16-17)

§ 382. Поскольку в христианине двоякое имеется рождение, ветхое и новое, или плотское и духовное, то в том же христианине двоякий и человек – ветхий и новый: двоякий не по существу (ибо по существу человек один, так как одно тело и душа, из которых существо человека состоит), но по внутреннему устроению, наклонностям и действию. Ветхий человек иначе называется внешним, новый же – внутренним, как говорит апостол: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2 Кор. 4:16). Еще называется ветхий плотью, новый же – духом, как тот же апостол учит: плоть желает противного духу (Гал. 5:17).

§ 383. Эти два человека, в одном христианине обретающиеся, как противоположны между собою, так непрестанную между собою имеют брань, и друг другу противятся, как учит апостол: плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся. Чего хочет плоть, того не хочет дух, и чего хочет дух, того не хочет плоть. Что плоть хочет делать, того не хочет дух и противится тому, а что дух начинает и делает, тому плоть противится, и хочет это разорить. От сего сражения и брани следует то, что одно побеждает, другое бывает побеждено, ибо брань без этого не бывает. Когда побеждает внутренний человек, тогда побеждается внешний, и когда побеждает внешний, тогда побеждается внутренний, от чего бывает одному жизнь, а другому смерть. Так бывает и в природе, например, когда находит свет, тогда исчезает тьма; и когда наступает холод, тогда погибает теплота; и когда отходит от человека жизнь, тогда наступает смерть, ибо тление одного бывает рождением другого. То же делается и в брани этой духовной: когда умирает внутренний человек, тогда живет и преобладает внешний человек, а когда умирает внешний, тогда живет и обновляется внутренний, как говорится: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.

§ 384. Это сражение, или брань, между плотью и духом бывает в двух видах:

1) В догматах и тайнах святой веры. Плоть немощная чего не чувствует и разумом не постигает, того не принимает. Что Бог един естеством, но Троичен во Ипостасях, того она не принимает. Что мир из ничего создан, того не принимает, рассуждая, что ничего из ничего не бывает, но все от чего-то иного рождается. То, чтобы Деве без мужа родить и Девою пребывать, Богу воплотиться и Человеком быть, человеку умершему и в прах рассыпавшемуся восстать, и прочие тайны святые плоть считает безумием.