Collected Works, Volume 4

3) В духовном этом и новом рождении христиане рождаются от Бога, как апостол говорит о них: ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились (Ин. 1:13). Следовательно, они – чада Божии, и потому нравами и свойствами должны уподобляться Отцу своему Небесному. Ибо как сын по плоти изображает в себе свойства своего отца, так и сынам Божиим должно изображать в себе свойства и нравы Отца своего Небесного, как говорит Христос: Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:6). Потому и апостол учит и увещевает христиан: Подражайте Богу, как чада возлюбленные (Еф. 5:1).

В чем подражать? Не мир созидать и прочие сверхъестественные дела творить, ибо это дело единой всемогущей силы Его. Но в чем? Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд, – говорит Христос (Лк. 6:36); и еще: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:44-45). И Сам Бог говорит христианам, чадам Своим: Будьте святы, потому что Я Свят (1 Петр. 1:16; Лев. 11:44; 19:2). И апостол святой написал: Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:32), – и подражать в прочих Божественных Его свойствах. Ибо в христианах, как чадах Божиих, должно быть начало образа Божия, которым должны уподобляться Отцу своему Небесному. (Об этом смотри еще главу статьи третьей этой книги).

§ 389. Из вышеописанного видишь, христианин, каких плодов от христианина требует новое его рождение, или святое Крещение. Посему всякому христианину необходимо осматриваться: пребывает ли он в новом духовном рождении (рождение же это по плодам своим познается, как выше сказано); не в ветхом ли более и плотском только пребывает, плоды которого – страсти и похоти плотские и грехи; не царствует ли над ним грех, чтобы повиноваться ему в похотях его (Рим. 6:12); не превращает ли попечения о плоти в похоти (см. Рим. 13:14), и так не пребывает ли духовно мертв для Бога. Ибо не имя христианское и исповедание веры делает христианина истинным христианином, но вера живая. Веру же живую показывают плоды ее – добрые дела, как апостол говорит: покажи мне веру твою от дел твоих (Иак. 2:18). И всякое дерево познается по плоду своему (Лк. 6:44). Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые (Мф. 7:18).

Так и христианин, когда веру живую имеет и так в новом рождении пребывает, не может приносить злых плодов, как дерево доброе. Ибо всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога (1 Ин. 3:9) (это понимается о грехе, который совершается по произволению и против совести). Но как дерево доброе плоды добрые, так он добрые дела живущей в нем благодатью Божией творит.

Посему нужно всякому испытывать себя: имеет ли веру, и находится ли в спасительном новом рождении. Нужно, говорю, пока время не ушло и он на пути мира сего обретается, где спасение вечное или приобретается, или погубляется. Ибо не приносящим доброго плода суд Божий, посекающий, как секира, возвещается. Уже и секира при корне деревьев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3:10).

Глава 8.

Христианин, верою во Христа оправданный, должен являть плоды правды, как дерево доброе приносит добрые плоды

Он (Христос) грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды.

(1 Петр. 2:24)

Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него.

(1 Ин. 2:29)

Всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего.

(1 Ин. 3:10)