Collected Works, Volume 4

§ 390. Христианин в святом Крещении верою во Христа оправдался и чистым перед Богом сделался так, как бы он никакого греха не сотворил. Потому служитель Божий этой спасительной Божией благодатью приветствует крестившегося: «Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего». То же и апостол Христов говорит христианам: но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6:11).

Дивная, любезный христианин, и умом нашим непостижимая перемена, блаженная и всерадостная для нас, грешных! Из мерзкого грешника – праведным, и из нечистого – святым и из сына погибели – наследником царствия делается человек! Заслужил нам эту непостижимую благодать Сын Божий, Иисус Христос, подает Милосердный Отец, совершает Дух Святой. Благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему (Лк. 1:68).

Но оправдавшимся и освятившимся даром должно плоды оправдания показывать, должно правду ту, верою воспринятую, делами праведными свидетельствовать, дабы показать, что они истинно родились от Бога, Который есть вечная Правда, по сказанному: Если вы знаете, что Он (Бог) Праведник, знайте и то, что всякий, делающий правду, рожден от Него (1 Ин. 2:29). То есть из творения правды познается рожденный от Бога человек.

§ 391. Чтобы уразуметь, христианин, что значит творить правду, внимай следующему рассуждению.

Правда есть такая добродетель, которая учит нас всем должное отдавать, и потому она есть всеобщая добродетель, все добродетели в себе заключающая. Она учит, что мы Богу и ближнему нашему отдавать должны, и всякая, какая ни есть, истинная добродетель, в правде заключается. Она во всех десяти заповедях Божиих изображена, как и всякая истинная добродетель, и потому заповеди Божии исполнять и правду творить – одинаково. А как правда всякую добродетель, так неправда всякий грех в себе заключает, и когда человек какую заповедь Божию разоряет, то он делает неправду и против правды грешит, и так всякий грех – против правды.

Итак, правда требует от нас, чтобы мы Бога единого, Которым созданы, знали, и кроме Него никаких богов не признавали, Его единого почитали, любили, боялись, слушали, призывали, на Него единого надеялись, уповали, и имя Его святое с почитанием и благоговением поминали. Та же правда хочет от нас, чтобы мы ближнему нашему, то есть всякому человеку, того не делали, чего не хотим себе, и то делали, чего хотим себе. Это Христос в Евангелии Своем изобразил так: Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки (Мф. 7:12). А поскольку никто не хочет себе зла, то по силе правды и сам не должен творить или хотеть ближнему зла, и всякий хочет себе добра, то и ближнему должен хотеть и творить добро.

Отсюда следует, что как грешит против правды тот, кто ближнему зло творит, так и тот, кто добра не творит, когда может. Ибо человек не все, что хочет, может. Из этого можно правильно заключить, что и врагам нашим должны мы не только не делать и не желать зла, но должны желать и делать добро. Ибо как не хотим мы, чтобы они нам делали зло, так хотим, чтобы делали добро, потому и сами должны того, чего не хотим от них, им не делать, и что хотим от них, им делать. Из этого следует, что мы грешим, когда врагам нашим обиду за обиду и зло за зло воздаем и мстим. Ибо как они худо делают, что нас обижают, так и мы также худо делаем, что обидою обиду награждаем. Ибо зло есть зло, прежде ли оно, или после делается. И потому, кто зло за зло воздает делом или словом, хотя и не прежде, но после, однако делает зло. Посему апостол говорит: Не будь побежден злом, но побеждай зло добром (Рим. 12:21).

И Христос повелевает христианам: Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас (Мф. 5:44).

Бесспорно, что человеку невозрожденному правду эту, как и всякую правду, творить невозможно, ибо от природы каждый зол, и ко злу помышление его клонится (см. Быт. 6:5), но обновившемуся благодатью Духа Святого, и рожденному от Бога, Который повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посыпает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5:45), должно растление, злость и немощь естества своего силою Духа Святого побеждать и делать не то, что страстная плоть хочет, но что Христос хочет и долг правды требует, да покажет, что он подлинно оправдан, подлинно рожден от Бога, Который всем, добрым и злым, друзьям и врагам Своим, благотворить не престает, что подлинно облекся во Христа, как учит апостол: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал. 3:27), Который нас, врагов Своих, возлюбил и предал Себя за нас, как написано: Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для Умершего за них и Воскресшего (2 Кор. 5:15). Ибо любящих себя любят и язычники, мытари и грешники, верою не просвещенные и не возрожденные, как говорит Христос: Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? Ибо и грешники то же делают (Лк. 6:32-33).

Христианам же, как рожденным свыше, должно выше язычников восходить и плоды вышеестественного рождения показывать, да так засвидетельствуют о себе, что они истинно на деле, а не по имени только христиане, истинно новая о Христе тварь, истинные Отца Небесного чада, истинно одеждою оправдания Христова облеченными пребывают и хранят ее.

Истинно и то, что первейшая любовь должна быть явлена к друзьям и братии о Христе. Ибо и Бог более любит любящих Его, как говорит Христос: Кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим, и Я возлюблю его (Ин. 14:21). Однако не отнимает и от врагов Своих любви Своей, когда солнце Свое на них сияет и посылает им дождь, терпит грехи их, ожидает обращения их, посылает им средства к обращению, и прочее. Так подобает и христианам подражать Отцу своему Небесному и не отнимать любви своей от врагов своих. Такие плоды правды желал видеть апостол в христианах: Молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве, чтобы, познавая лучшее, вы были чисты и непреткновенны в день Христов, исполнены плодов праведности Иисусом Христом, во славу и похвалу Божию (Флп. 1:9-11).

Итак, видишь, христианин, что значит творить правду. А именно: единого Истинного Бога знать, Его более всего бояться, любить, почитать, слушать, на Него всю надежду полагать, со смирением и терпением Ему покорять сердце свое, и от Него единого всего добра просить и ожидать, и друг к другу взаимную и нелицемерную любовь иметь и показывать. К этому нас Слово Божие и совесть наша руководствует, для этого мы возрождены, обновлены и оправданы в святом Крещении, чтобы приносить плоды правды.

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2:11-14).

Итак, внимай сему, возлюбленный христианин, и примечай, каковы приметы истинных христиан, которые веру оправдывающую в сердцах своих, как неоцененное сокровище, носят. Ибо хотя вера святая и есть дар духовный, никаким чувствам не подлежащий, однако внешне она проявляет себя плодами своими, как доброе дерево, и как искра, находящаяся в пепле теплотою своею, или как добрая и благовонная мазь, находящаяся в сосуде, благовонием своим. Ибо где вера святая, истинная и живая, там и благодать Святого Духа обитает, а где благодать Духа Святого, там плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23).