Collected Works, Volume 4

Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

(Флп. 4:8)

§ 392. Христианам должно горних, то есть небесных и вечных, благ искать с усердием, а не временных и мирских, по учению апостола: Если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; о горнем помышляйте, а не о земном (Кол. 3:1-2).

1) Поскольку христиане воскресли духовно, и вновь возродились, и из плотских сделались духовными, то и искать должны не плотского и мирского, но духовного и небесного.

2) Требует того от них вера их, которая очищает сердце от мирских похотей и обращает к Богу и желанию небесного. Ибо вера есть дар Божий духовный, и учит нас духовного искать, если ее имеем, и поскольку от неба приходит к нам, то к небу восхищает и влечет сердце наше.

3) Христиане в мире этом – пришельцы и странники (Пс. 38:13; 118:19; Евр. 11:13). Поэтому не должны примешиваться сынам века сего, которых бог – чрево, и слава их – в сраме, они мыслят о земном (Флп. 3:19).

4) Христиане позваны в жизнь вечную (1 Тим. 6:12), которая одна только и нужно; и это есть благая часть, которая не отнимется у нас (Лк. 10:42). Итак, ее одну избирать и искать со всяким прилежанием должно.

5) Мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение, и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, и прочее (1 Тим. 6:7-9 и след.). Посему не должно нам сокровищ скрывать на земле, но – на небе (Мф. 6:19-20).

6) Жилище христиан – на небесах, по учению апостола (Флп. 3:20). Посему, если и притекает к нам богатство, не должно нам прилагать к нему сердца (Пс. 61:11), но через руки нищих туда предпосылать, где сокровище наше, ибо где сокровище наше там будет и сердце наше (Мф. 6:21).

(Смотри еще главу о презрении мира в первой книге).

§ 393. Христиане не тело тленное, но душу нетленную украшать должны.

1) Поскольку христиане в святом Крещении возродились и обновились по внутреннему человеку, который духовен, то того нового и внутреннего человека и украшать им должно.

2) Христиан от суетного телесного украшения должно отвратить начало одеяния. Читаем в святой Библии, что прародители наши прежде падения не имели одеяния, но наги были и не стыдились (Быт. 2:25), а после падения уже дано им одеяние, ради прикрытия наготы и срама их (см. Быт. 3:7-11, 21). Итак, начало одеяния нашего есть грех, потому одеяние наше обличает грех наш и показывает бедность нашу, и так должно нас смирять, а не возносить и пышность нам придавать. Должно нам на память приводить, что мы грешники и закона Божиего разорители с прародителями нашими. Посему и не должно нам от этого украшения суетной славы искать, но должно тем более смиряться и употреблять его для того, чтобы прикрыть бедное и нагое наше тело, а не для украшения, щегольства и пышности.

3) Стыд и срам для христианина тело, которое должно в землю обратиться, украшать, а душой бессмертной и к вечной жизни благодатью Божией возобновленной, пренебрегать и нагой ее оставлять.