Collected Works, Volume 4

И возвратятся избавленные Господом, придут на Сион с радостным восклицанием; и радость вечная будет над головою их; они найдут радость и веселье, а печаль и воздыхание удалятся (Ис. 35:10).

О, всежеланный и радостный день тот, в который, по обещанию Божию, примем все эти блага от всещедрой руки Небесного Отца! Этой надеждой укрепляет Бог рабов Своих в подвиге их, и утешает в печали их, и увеселяет в скорбях их. Для той же цели различно изображено и описано в Святом Писании блаженство вечное, да на него верою взирая, подкрепимся и укрепимся в подвиге нашем, и в скорбях утешение живое почувствуем. А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду (Рим. 15:4). Этой пресладкой надеждой укрепляли и утешали себя святые Божии в подвиге благочестия, этой (надеждой) должно и нам укрепляться и не изнемогать в злостраданиях, наносимых от сатаны и служителей его. Всему временному будет конец, и благополучие и злополучие временное скоро прейдет, и гонящих и гонимых достойный ожидает жребий, и озлобляющий и озлобляемый примет свое от правды Божией. Праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, – говорит апостол Христов (2 Фес. 1:6-8).

(Смотри еще главу о терпении в первой книге).

§ 399. О чем должны радоваться христиане?

Ответ:

1) Что любит человек, о том и радуется. И поскольку любовь бывает двоякая, мирская или плотская, и духовная или Божия, так и радость бывает двоякая, мирская или плотская, и духовная или христианская. Любовь и радость познается из последующей печали о потерянной вещи, которую человек любит, и радуется о ней. Так отец печалится о сыне, муж о жене, друг о друге, брат о брате умершем, печалятся же они не по иной какой причине, как потому что разлучились с любимыми, и потому печалью своею показывают, что они тех, с которыми разлучились, любят, и в присутствии тех утешались, в отсутствии которых уже не утешаются, почему и скорбят об этом. Этого не делает человек, когда лишается того, чего не любит. Так о чужом умершем не печалится, поскольку не любил его; не любил же его потому, что им, когда тот был жив, не утешался; не утешался же потому, что не любил и не радовался о нем, живущем; а поскольку о живущем не утешался, то и о умершем и отлучившемся не печалится. Знамение любви к вещи какой есть радость о ней, а знамение же радости есть последующая печаль о ней погибшей.

2) Сыны века сего радуются о чести, славе, золоте, серебре, богатстве, роскоши и сластях мира сего. Это – их сокровище, утеха и увеселение, а потому радуются о том сокровище своем, ибо любят его. Христиане такую радость должны изгонять из сердца своего и не давать ей места в сердце своем. От этой радости отводит их Дух Святой: Не любите мира, ни того, что в мире (1 Ин. 2:15). Ибо, что человек любит, о том и радуется. И потому не должно христианам как любить мира, так и радоваться о нем.

3) Истинная христианская радость состоит в Боге. Это их сокровище, утешение, радость и увеселение. Они о том радоваться должны, что веруют и служат Богу не такому, каковы были и есть боги языческие, бездушные, глухие, немые, слепые, сребро и злато, дела рук человеческих (Пс. 113:12-15), – но служат Богу живому, бессмертному, присносущному, премудрому, всемогущему, все в руке Своей содержащему, о всех промышляющему, благому и милостивому Создателю и Промыслителю своему. Об этом радоваться им велит Дух Святой: Радуйтеся праведнии о Господе (Пс. 32:1), – и через апостола: Радуйтесь о Господе (Флп. 3:1), – и всегда радоваться повелевает: Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп. 4:4).

4) Радость им сия и оттого проистекать наипаче должна, что они Того великого и живого Бога Отцом своим называют и имеют, Которому и молятся так: Отче наш, Иже еси на небесех! и прочее (Мф. 6:9). Велико (достоинство) земного царя нарицать и иметь отцом, но несравненно большее достоинство – Царя Небесного, Бога Вседержителя Отцом иметь и называть.

5) Еще оттуда духовную утеху черпать должны, что они благодатью Божией призваны из тьмы в чудный Божий свет (1 Петр. 2:9), и от власти сатаны в царство Христово (Деян. 26:18; Кол. 1:13), что над ними не князь мира сего, как над язычниками, не знающими Бога, и прочими беззаконными, но Царь мира, Царь Небесный, Царь праведный, Сын Божий, Ипостасное Отчее Слово со Отцом и Духом Святым царствует, управляет, защищает и сохраняет их. О том им радоваться должно, как об этом говорит пророк, воспевая: И сынове Сиони, то есть сыны Церкви, возрадуются о Царе своем (Пс. 149:2).

6) Наконец, радость эту весьма умножает им надежда о будущей жизни и блаженстве, что благодатью Божией отверзнется сокровище неизреченных и вечных благ, которых они получить благодатью Христовою надеются, если будут верны до смерти (Откр. 2:10). Этим утешает их Сам радости Источник, Иисус Христос: Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф. 5:12).

7) Радость эту духовную в благополучии и неблагополучии иметь должно христианам, ибо радость эта проистекает от любви Божией, которую они всегда иметь должны. Бог, как неизменяемая Благостыня и Любовь, всегда любви достоин. Он и тогда к нам благ и милостив и (тогда) благодетельствует, когда отнимает от нас благополучие временное; тогда нас милует, когда бьет нас; тогда нас щадит, когда наказывает; тогда нас любит, когда опечаливает; тогда нам благотворит, когда блага Свои отьемлет от нас. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает (Евр. 12:6; Откр. 3:19). Поэтому как любовь к Богу, так и последующая ей радость духовная не только в благополучии, но и в злополучии должна быть в христианах. Ибо как от радости о Боге истинная к Богу любовь, так та же любовь и в неблагополучии познается. Ибо, кто только в благополучии радуется о Боге, тот подает о себе свидетельство, что он не Бога Самого, но благополучие, блага Божии временные любит. Иное же есть Бога любить, иное – любить блага Его, как это любой может признать. Так, кто и человека тогда только любит, пока он ему благодетельствует, тот не столько самого его, сколько благодеяние любит. Истинный человеколюбец не только благодетеля и друга своего, но и всякого человека любит и умилостивляется над ним. Так и истинный боголюбец не только Бога любит тогда, когда Он увеселяет его временными благами, но и тогда, когда опечаливает его, отнимая временные блага. Ибо от Бога благого, Источника благ, не что иное, как только благое проистекает и изливается на нас.

8) В благополучии и лицемеры и злые люди радуются, любят Бога и благодарят Бога, но когда отнимется от них благополучие, тогда ропщут, негодуют, печалятся, а часто и хулят, и так показывают, что они устами, а не сердцем Бога любят, как пишется об израильтянах: Возлюбили Его устами своими, и языком своим лгали Ему. Сердце же их не было право пред Ним (Пс. 77:36-37), – и тем свидетельствуют о себе, что они блага Божии любят, а не Самого Бога. Не так правое и боголюбивое сердце, которое Богу во всем покоряется и следует, не так поступает: оно и в благоденствии Бога как Благодетеля своего благодарит и воспевает, и в злополучии, как Благодетеля своего, признает и хвалит, и исповедуется с Давидом: Благо мне, яко смирил мя еси (Пс. 118:71); – и во всякое время, веселое и печальное, с тем же Псалмопевцем благословляет Его: Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих (Пс. 33:2). И хотя плоть, слепая и немощная, начинает волноваться и негодовать в злополучии, но истинный боголюбец усмиряет ее и укрощает, и так всякую противность Божией любовью побеждает, помышляя, что все от благого Бога посылается, что ни приключается нам, и что лучше и полезнее нам в злополучии быть, нежели в благоденствии. В благоденствии может человек вознестись и погибнуть, но в злополучии смиряется, на что Бог милосердо призирает и дает благодать Свою (Иак. 4:6;1 Петр. 5:5).

Примечай, христианин, что может быть христианская радость и о временных благах, например, о победе, над врагами Церкви одержанной, о благорастворении воздуха, о изобилии плодов земных, о здравии своем и ближнего, и о прочем. Но и сия радость, поскольку начало имеет от Бога, всех благ Подателя, так к Нему и должна относиться и на Нем едином почивать. Божии блага – свидетельства благости Божией. Они подобны ручьям, проистекающим от источника, подобны лучам, от солнца на землю спускаемым. Ручьи ведут нас к источнику и показывают нам источник, и лучи солнечные, которые нас освещают, возводят наши очи к солнцу. Так временные блага от Бога, как Источника, проистекают, и, как лучи от присносущного солнца, на нас ниспускаются и согревают, и возводят ум и сердце наше к Нему Самому, и увещевают Его любить и радоваться о Нем, как о Любящем нас и как о Благодетеле нашем.