Collected Works, Volume 4

Злобным и огнем отмщения дышащим – злобу оставить и возлюбить кротость и незлобие, ибо к Кроткому и Незлобивому Агнцу Божию приближаются.

Ненавистливым и завистливым – оставить ненависть и зависть и возлюбить братолюбие, ибо к Человеколюбцу Сыну Божию приближаются.

Льстецам, лукавым и обманщикам – возненавидеть дьявольскую хитрость и возлюбить простоту и истину, ибо к вечной и безлестной приходят Истине.

Клеветникам, злоречивым, хульникам – исправить язык свой, ибо устами восприемлют Пречистое Тело Христово.

Сребролюбцам – оставить маммону и возлюбить Бога, ибо к Сыну Божию, Который есть любовь, приступают.

Жестокосердечным и немилостивым – переменить нрав свой жестокий и стараться быть милостивыми, ибо к Милостивому и Милосердному Господу приходят.

Ворам, разбойникам, мздоимцам и лихоимцам – оставить неправду сию, и возвратить или расточить похищенное, и поучаться правде, ибо к Царю Праведному приближаются.

Богачам скупым – оставить скупость и быть щедрыми, ибо к Щедрому Господу приходят.

Пьяницам – оставить пьянство и начать трезвенное житие, ибо Распятому и Умершему Христу приобщаются. Словом, всякий должен исправить, очистить и обновить себя, дабы неосужденно приступить.

«Должно, – говорит св. Василий Великий, – очистить себя от всякой скверны плоти и духа приступающему к Телу и Крови Господней, да не в суд ест и пьет, и память о Том, Который за нас умер и воскрес, явно показать в том, что он (приступающий) умер греху, и миру, и самому себе; живет же Богу о Христе Иисусе Господе нашем» (Книга 1-я о Крещении гл. 3-я). (Что есть греху умереть и Богу жить, смотри пункт 388). Опасно и страшно приступать не оставляющему греха и совесть замаранную и раздраженную грехами имеющему, да не в осуждение себе ест и пьет. Рассуждай, христианин, и берегись неисправным приступать и, приступив, снова мирскими похотями оскверняться. Ибо Бог наш есть огнь, недостойных поядающий (Евр. 12:29).

Глава 10.

Что может и должно христианина подвигнуть к убеганию от греха, истинному покаянию, презрению суетного и подвигу в благочестии?

Поступайте, как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу.

(Еф. 5:8-10)

§ 407. Вездесущее Божие и ясное видение не только дел, но и тайных помышлений и намерений наших, может нас отвратить от греха. Оно особенно представляется нам во псалме 138-м и в прочих Писания местах. Не видим мы Бога нашими очами, поскольку и видеть не можем, ибо Бог есть Дух (Ин. 4:24), никаким чувствам не подлежащий, но вера из Святого Писания научает нас, что Он как везде есть, так и с нами неотлучно; и что мы ни делаем, – видит; и что ни помышляем, – ясно проникает; и что намереваемся, замышляем, начинаем, хотим делать, – уже знает, и прежде начинания нашего знал; и что говорим, слышит, и перед Ним как день, так и нощь равно имеется; и нет такого места, где бы Его не было; следовательно, всякое дело, и во дни и в нощи творимое, и на всяком месте совершаемое, не может утаиться от Него. Злое ли дело творит человек, например, блудодействует, убивает, похищает, крадет, и прочее, или замышляет зло, – очи Его видят. Злословит, клевещет, осуждает, клянет, лжет, обманывает брата своего, или имя Его святое хулит человек, – слышат святые уши Его. И сколько на земле людей есть, так всякого наблюдает, и всякого дело, начинание, помышление и намерение видит, и слово слышит, и в книге Своей записывает, как бы одного его только наблюдал, прочих оставляя.

Изрядно об этом Августин говорит Богу: «Так хождения мои и пути рассматриваешь, и во дни и в ночи стережешь меня бодренно, все стези мои примечая, Зритель всегдашний, будто всю тварь небесную и земную забыв, на меня только единого смотришь, и совсем о прочих небрежешь». И ниже: «Признаю, Господи, что ни делаю, пред Тобою делаю, и то, что делаю, лучше Ты видишь, нежели я, который делаю. Что ни делаю, всегда Ты равно присутствуешь со мной, как всегдашний Зритель всех моих помышлений, намерений, утешений и деяний моих». И ниже: «Что намереваюсь сделать, что ни помышляю, и в чем ни услаждаюсь, Ты видишь, уши Твои слышат, очи Твои видят и наблюдают. Означаешь, внимаешь, примечаешь и пишешь в книге Твоей, доброе ли или злое будет, да воздашь всем в последствии за доброе – награждение, за злое – наказание, когда откроются книги» (Беседы с самим собою, гл. 14-я).

Оттуда видно:

1) Что всякий грех, делом, или словом, или помыслом творимый, бесчестие и досаду Богу делает. Как бесчестие и досада царскому величеству бывает, когда бесчинник какой перед ним бесчинствует и не показывает перед ним благоговения, так и перед лицом Божиим и святейшими Его очами согрешающий бесчинствует, и потому бесчестие и досаду величеству Его делает. Как это тяжко и страшно делать, всякий может видеть.

2) Христианам должно от такого бесчиния беречься, и в словах, делах и помыслах благоговение Богу показывать – да не оскорбят Бога и Создателя своего. Перед царем земным, или перед господином нашим, или властелином, или отцом по плоти стыдимся бесчиния показывать; тем более это должно делать перед Отцом и Царем Небесным, Который есть Господь господствующих и Царь царей (Откр. 17:14).

3) Всякое бесчинное дело, слово и помышление в книге Божией записывается, и воздается бесчиннику по делам его в день суда: Обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя, – говорит грешнику Бог (Пс. 49:21), если от того не отстанет и не покается грешник.