Collected Works, Volume 4

Так благого Бога и благоутробного Отца, саму благостыню, прогневляет грехом, а тем более нераскаянным житием человек! Бог хочет и жаждет спасения его, чего ради и Сына Своего не пощадил, а послал в мир и на смерть предал за него, но грешник нераскаянный противится такому великому Божию желанию и благоволению. И это есть хитрость и злоба дьявола, который и сам отвратился от Создателя своего, и в ожесточении пребывает, и непрестанно прогневляет Его, и тому же научает человека, который, ослепившись, не видит, что дьявола слушает, и с ним Богу противится, и вечно погибает, что Бога, как человеколюбца, весьма оскорбляет.

Возненавидим же, христиане, грех, дьявольское дело, которым благой и благоутробный Бог наш оскорбляется, и покажем нашу благодарность Ему, Который нашего спасения так усердно желает. Человека-благодетеля, который какое-нибудь нам добро делает, не хотим оскорбить, тем более Бога, бесчисленные блага Которого на себе познаем, не должно оскорблять. Если же пренебрежем тем, то узнаем на себе дело правды Его, которая воздаст каждому по делам его (Рим. 2:6).

§ 415. Правда Божия пусть подвигнет нас, христианин, к истинному покаянию и подвигу против греха. Ныне время покаяния, когда Господь велит каяться, призывает на покаяние и принимает кающихся, но в день воздаяния того не будет, хотя и со слезами поищем того. Ныне милует Господь ищущих милости от Него, а там будет судить. Ныне кающимся грехи оставляет, – там за всякий грех будет судить. Если за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда, – как учит Христос (Мф. 12:36), тем более за содеянные грехи и беззакония. Ныне по большей части благость и милость Божия действует; тогда правда Божия в дело Свое вступит, и воздаст каждому по делам его. Ныне время милости и помилования, а тогда будет время суда. Ныне (должно) просить, искать и стучать в двери милосердия Божия, ибо всякий ныне просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7:8), ибо ныне – время благоприятное, ныне – день спасения (2 Кор. 6:2). Тогда все то пресечется, прошению и исканию не будет места, заключатся двери милосердия, но одно только строгое испытание будет. Ныне Бог говорит: Обратитесь ко Мне; – тогда скажет: Отвечайте Мне. Ныне говорит Христос: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11:28), – а тогда скажет не хотевшим ныне прийти: Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41).

Здесь опять, христианин, обрати ум и размышление твое к страданию и Кресту Христову. Страдание Христово кающимся и ныне утешение подает, и тогда дерзновение подаст, ибо Христа распятого, как Спасителя и Искупителя своего, истинною верою приняли, почитали и благодарны Ему были. И увидят Его тогда в Божественной Своей славе, и возрадуются о Нем, ибо несуетна была вера их в Него, и от Него за подвиг веры получат обещанное им царство небесное. Некающимся же и ныне не на пользу (страдание Христово), и тогда страх и ужас и несносный стыд соделает. Тот же Христос, Который за нас был оплеван, поруган, уязвлен, мучен, распят и умерщвлен, явится в страшной славе Своей и будет судить весь мир. Тот же за грехи мир судить будет, Который за грехи мира умер.

Страшно было видеть Сына Божия, Господа славы, оплеванным, поруганным, осмеянным, уязвленным, обнаженным, Крест носящим, на Кресте пригвожденным, на Кресте висящим и со беззаконными вмененным. И мы то не без страха ныне воспоминаем, ибо воистину страшное дело есть, что Бог во плоти Своей святой так беззаконными людьми был поруган и пострадал. Но далеко больший страх и ужас обымет грешников, когда увидят Того же Царя славы, в Божественной своей Славе пришедшего, бесчисленным множеством Ангелов святых окружаемого, пришедшего уже не спасти, но судить грешников непокаявшихся, и праведный Свой гнев на них, как неблагодарных, явить, которых хотя спасти, воплотился и распятие и смерть претерпел, но ими презрен и отвержен был.

И узрят Его те, которые пронзили Его, – пишется о распинателях Его (Откр. 1:7). Узрят и прочие все, которые не хотели Его, за них умершего, слушать, почитать, но своим похотям следовали и творили волю не Его, но противника Его – дьявола, и так Ему, хотевшему их спасти, противились. Противится Христу не только тот, кто противно Ему учит, но и тот, кто противно слову Его живет.

Тогда возглаголет к ним гневом Своим, и яростию Своею смятет их (Пс. 2:5). Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его (Мф. 25:41). «Блага Мои, которые получали вы: солнце, луна и звезды, которые светили вам, облака, которые кропили на вас и нивы ваши; дождь, озера, реки и источники, которые напаяли вас и скот ваш; земля с плодами, которая питала вас; огонь, который согревал вас, и прочие блага Мои свидетельствовали обо Мне, Благодетеле. Но вы, благами Моими довольствуясь, не хотели познать и почитать Благодетеля. Посылал Я к вам пророков Моих, и звал вас, и вы не отвечали; говорил, и вы не слушали (Ис. 65:12). Пришел и Сам Я к вам, отступившим от Меня, спасти вас; пришел в подобострастной вам плоти, и смерть за вас вкусил, чтобы вас, умерших, оживить. Эту благодать вам проповедать апостолам Моим повелел; воздвиг пастырей и учителей, которые о том же вам проповедовали и научали; Евангелие Мое, проповеданное всей твари (Мк. 16:15), свидетельствовало о Мне; чудеса, сотворенные и в нем описанные, показывали, что Я есмь Мессия, пророками проповеданный и всем миром ожидаемый (Мф. 11:4-5). Учение, Мною проповеданное, свидетельствовало о истине Моей и великом Моем желании спасения вашего. Милость Моя, явленная грешникам кающимся, привлекала вас ко Мне. Суд Мой праведный, вам возвещенный, устрашал вас и к покаянию возбуждал. Страдание Мое, смерть Моя и все Мое смотрение, вас ради воспринятое, как устами проповедовало, как Я вас любил и хотел вас спасти, сотворить вас блаженными и ничего не оставил, чтобы вас привести к вечному блаженству. Но вы любовь Мою, высокую Мою благодать и милость ни во что вменили, последовали воле плоти своей и Меня не хотели слушать. Оставили вы Меня в мире, оставляю и Я вас ныне. Не знали вы Меня тогда, и Я ныне не знаю вас, откуда вы; отойдите от Меня все делатели неправды (Лк. 13:27). Отреклись вы тогда от Моих слов, отрицаюсь и Я от вас ныне. Не хотели вы тогда прийти ко Мне, не хочу и Я вас ныне принять к Себе. Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его».

О, какой несносный страх и трепет – чувствовать гнев тот! Пожелают бедные грешники в тот час скрыться, но не смогут. Тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? (Лк. 23:30; Откр. 6:16-17). По страшном гневе и праведном выговоре услышанном потопляются грешники в ужаснейшем праведного суда Божия потопе, и будут всю вечность платить правде Божией бесконечной, которую грехами ныне огорчают и раздражают.

Но и в нынешнем веке видим страшные правды Божией суды. Читаем, что в начале весь мир от потопа погиб, Содом и Гоморра с окрестными градами пожжены. Фараон со всем воинством в море потоплен, Израильтяне в пустыне различно поражены за беззакония, и прочее. Слышим и видим ныне, сколь много пожирает людей моровая язва, землетрясение; сколько городов поедает огонь, опустошает иноплеменнический меч, и прочее. Сколько праведным судом восхищается беззаконников и в самом действии беззакония нисходит во ад воспринять по делам своим! Сколько погибает блудников и блудниц, в скверном деле связанных, сколько разбойников в самом разбое, сколько хульников в самом хулении, хищников и воров в хищении и воровстве, пьяниц внечувственном пьянстве! Но что тем беззакониикам сделалось, или делается, того ожидать должно и другим. Откуда Христос поведающим о погибели галилеян сказал: Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете (Лк. 13:2-3). Слово это страшное как тогдашним грешникам сказано, так и нынешним, и в следующие роды говорится: Если не покаетесь, все так же погибнете. И хотя не все беззаконники, по недоведомым судьбам Божиим, здесь казнь принимают, однако не избегнут Страшного Божия Суда в будущем веке, как выше сказано. Да убоимся, человек, праведного Божия суда и покаемся; обратимся, пока нас не постигла месть Божия.

§ 416. Сильно подвигнуть христиан к покаянию и осторожности написанное: Полночь раздался крик: вот, Жених идет, выходите навстречу Ему (Мф. 25:6). Когда этот вопль будет, неизвестно, когда Жених душ наших придет, не знаем: Потому что не знаем ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий (Мф. 25:13). Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, – так будет и пришествие Сына Человеческого (Мф. 24:37-39). Ибо придет день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Петр. 3:10). Когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут (1 Фес. 5:3). Поэтому всегда должно нам, христианин, готовыми быть к сретению Жениха нашего и Господа, и светильники свои украшать, чтобы с неразумными девам вне чертога не остаться и к Жениху без пользы не молиться: Господи! Господи! отвори нам! (Мф. 25:11). Но напротив, с мудрыми (девами) встретив Его, войдем с Ним на брачный пир, и так всегда с Господом будем (1 Фес. 4:17).

§ 417. Надежда на уготованное христианам на небесах (Кол. 1:5) сильна христиан подвигнуть и утвердить с помощью Божией в благочестии и терпении, отвратить от греха, которым она погубляется.

Там дом Небесного Отца, и в доме Его обителей много (Ин. 14:2). Там град святой, новый Иерусалим, который видел Иоанн святой (Откр. 21:2). И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их (Откр. 22:5). Там блага, приготовленные любящим Бога: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9). Там лицем к лицу видят Бога избранные Его (1 Кор. 13:12). Там сияет Солнце правды, Христос, Сын Божий, в славе Своей, и никогда не заходит, ни облаками покрывается, но всегда светит, просвещает, согревает и веселит избранных Своих, и сами они сияют, как солнце, в царстве Отца их (Мф. 13:43). Там уготована великая вечеря (Лк. 14:16), на которой возлежат с Авраамом, Исааком и Иаковом пришедшие с востока и запада (Мф. 8:11). Там глас радования и исповедания, шума празднующаго (Пс. 41:5), глас радости и спасения в селениих праведных (Пс. 117:15). Там великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стоят пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих (Откр. 7:9), и поют пресладкую песнь: Аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых (Откр. 19:6-8). Там бесчисленное множество Ангелов святых, которые окружают престол славы и воспевают Триипостасного Бога: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! (Ис. 6:3). Там лик патриархов, праотцев, пророков, апостолов, святителей, мучеников вселяется и хвалит Пресвятую Троицу. Там, наконец, будет Бог все во всем (1 Кор. 15:28), всех животворя, сохраняя, упокоевая, ублажая, утешая, увеселяя, радостотворя, просвещая и прославляя.

На это блаженство верою взирая, Моисей отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние (Евр. 11:24-26). Если и мы, христиане, на это почаще верою взирать будем, без сомнения захотим лучше со Христом пострадавшим за нас страдать и терпеть, нежели со злым миром безумно утешаться.

§ 418. Праведное и верное о мирских вещах рассуждение может сердце отвратить от суеты и обратить к истинному благочестию.