Collected Works, Volume 4

Не плоть, но похоть плоти ищет сластопитания, а естество плоти одного только требует подкрепления, которое подает не различная, но здоровая и умеренная пища. Христианское же утешение не в пище и питье, но в духовной радости состоит. Ибо царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14:17). Требует и плоть своего утешения, как-то: в голоде питания, в жажде напоения, в зное прохлаждения, в холоде согревания, по трудах упокоения, и прочее; и так должно и плоти угождать, но не в похоти. Откуда и апостол не просто угождения плоти творить не велит, но в похоти: Попечения о плоти не превращайте в похоти (Рим. 13:14).

Скажет кто: «Я не могу простой принимать пищи».

Правда, но не можешь не от природы, но от пресыщения и употребления различных снедей. Не можешь, поскольку всегда сыт и трудов надлежащих не имеешь. Чрево насыщенное и сладкой снеди не приемлет. А как целый день попостишься и потрудишься, то и хлеб с водою, как сладкая пища, приятен будет.

Скажет кто: «Я привык так жить».

Правда и то; привычка много может. Но как к сластопитанию привык ты невоздержанием, так к простой пище привыкнуть можешь воздержанием. Если единожды в день и умеренно приступишь к пище после трудов, то и к простой пище удобно привыкнешь, которая для тебя будет как приятной, так и более здоровой, чем сладкая и различная снедь.

4) В заключение этого моего рассуждения полагаю Христово слово, которое всякого может подвигнуть к презрению не только богатства, чести и роскоши мира сего, но и жизни временной ради спасения души своей: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его (Мф. 16:26-27). Какая тебе польза с того, хотя ты все богатство, всю славу и все утехи мира сего будешь иметь, но спасение вечное потеряешь? Нет никакой пользы там, где души погибель. Не только вечная, но и временная жизнь дороже человеку более всего мира. Кто бы не назвал того безумным, который бы захотел жизнь эту временную и краткую потерять, чтобы мир весь приобрести? Какая тогда польза ему от мира, если сам погибает? За славным слава, за богатым богатство и за роскошным роскошь вслед не пойдет, но все от всякого отстает и отлучается при кончине его. Если временной жизни никто не хочет погубить ради приобретения всего мира, тем более не должны мы, христиане, вечной жизни погублять, которая несравненно лучше, блаженнее и вожделеннее временной, и едина есть нам на потребу (Лк. 10:42). Ради нее не только мира, но и жизни временной при случае отречься должно нам. Ради нее и в мир этот рождаемся, чтобы к вечной жизни перейти. Ибо не для временной, но для вечной жизни создал нас Создатель наш Бог.

Временная жизнь не иное что есть и должна для нас быть, как путь к вечной, путем же этим должно нам идти с опасностью немалою, ибо много врагов окружают его. Ради того Сын Божий в мир этот пришел, чтоб нам к вечной жизни отворить двери, которые мы грехами нашими затворили, и к ней показать путь, с которого мы сбились. Ради того Слово Свое святое, как светильник ногам нашим и свет стезям нашим подал (Пс. 118:105), дабы нам, по пути этому идущим, светил. Ради того и Таинства Свои святые установил, и прочее. Такое ли сокровище, вечное и бесценное, ради которого Сам Бог во плоти явился, захотим ради любви мира сего потерять? Безумен тот, кто временную жизнь, которую необходимо всякому следует оставить, ради богатства или чести презирает, но намного более безумен тот, кто вечным, ради любви мира этого, пренебрегает. Всякий же пренебрегает им, кто к миру этому прилепился сердцем и любовью, как о том выше неоднократно сказано.

Приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его. Тогда не спросит у нас, имели ли мы в мире этом или честь, или славу, или богатство, или иное что подобное тому. Но что? Взыщет от нас того, чему Он и словом Своим, и образом жития Своего учил. «Назывались вы христианами и Мое имя исповедовали. Хорошо. Но где ваше христианское житие и плод вашего исповедания? Называли вы Меня Господом: Господи, Господи! Хорошо. Но где ваше послушание, которое Господу своему показывать должны были? Где ваше смирение, терпение, кротость и любовь, чему вас слово и житие Мое учило? Обещались вы Мне при крещении верою и правдою служить, но где ваша верная Мне служба? Обещал Я жизнь вечную подать верующим во имя Мое: вот даю ее веровавшим в Меня. Ваша где вера, которой Я от вас в слове Моем требовал? Где плоды ее и добрые дела? Стыдились вы тогда Меня и Моих слов, стыжусь и Я ныне вас. Не хотели вы последовать Моему смирению, терпению, кротости и любви, не хочу и Я вас ныне принять в славу Мою. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» (Мк. 8:38; см. еще Мф. 7:13-14, 21, 23; Лк. 13:24-27).

О, как страшно и жалостно будет слышать ответ этот христианам, которые показывали вид, что они лучше неверных, но часть их с неверными полагается (Мф. 24:51), которые слышали в слове Божием о вечной жизни, блаженстве, царствии, славе, радости и прочих вечных благах, но лишатся тех, ибо не искали их истинною верою, но, осуетившись помышлениями своими, в мире этом хотели богатеть, славиться, утешаться, и, если бы возможно было, вечно в нем царствовать! Да убоимся, возлюбленный христианин, страшного того ответа и плачевного лишения вечной жизни. Послушаем Духа Святого, через апостола нас увещевающего: Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:15-17).

§ 419. Рассуждение о грехе может человека с помощью Божией отвести от греха.

1) Рассуди, христианин, откуда начало свое имеет грех, и увидишь, что начальник и изобретатель его есть дьявол. Он первый есть отступник, который от Бога и Создателя своего со злыми своими ангелами отступил (Иуд. 1:6) и прародителей наших в раю лукавством своим отвратил и за собою увлек (Быт. 3:1-6). Прилично ли христианину, водою и Духом возрожденному, в завет со святым Богом вступившему и во общение с Ним и дружество со святыми Ангелами позванному, грех творить и так дьяволу, начальнику греха и противнику Божию, следовать? О, сохрани нас, Господи, от такого безумия! Делает же то человек, который против совести и от произволения грешит. Как истинные христиане подражают Богу, как чада возлюбленные, когда сообразуются Ему правдою, истиною, любовью, терпением, кротостью, милосердием, и прочим, так нераскаянные грешники подражают дьяволу и сообразуются ему злонравием своим, ненавистью, злобою, лукавством и прочими богопротивными делами. Мерзкий перед Богом начальник греха, мерзки и последователи его, бедные и окаянные люди.

2) Рассуждай и о том, христианин, что есть грех, который человеку сладким кажется. Он есть отступление от Бога живого и животворящего; он есть измена, которою присягу Богу, в крещении данную, нарушает человек. Как Государю своему изменяет тот, кто присягу, ему данную, не сохраняет и неверно ему служит, так и человек изменяет Богу, когда по обещанию своему не верно служит Ему, но противится Ему грехом и вслед сатаны идет, как о неких вдовицах апостол написал: некоторые уже совратились вслед сатаны (1 Тим. 5:15). Также грех есть нарушение святого, праведного и вечного закона Божия, который на то от Бога дан нам, дабы его цело и со всякою осторожностью хранили мы, как говорит Богу псалмопевец: Ты повелел заповеди Твои хранить строго (Пс. 118:4). Но грешник бесстрашно дерзает нарушать то, что должно быть нерушимо вовеки. Еще грех есть сопротивление святой и благой воле Божией. Бог хочет, чтобы мы уклонялись от зла и творили благое, но окаянный грешник противно тому делает: уклоняется от добра, и творит злое, и так противится Божией воле. Еще грех есть огорчение и раздражение вечной Божией правды, которая, грехом раздраженная, судит грешника (быть) повинным временной и вечной казни, ибо всякий грех против правды Божией бывает. Еще грех есть преслушание и уничижение великого, бесконечного, неописанного, страшного, святого и вечного Бога, Отца и Сына и Святого Духа, перед Которым Ангелы святые со страхом стоят и благоговеют (Ис. 6:2-3), но человек – земля и пепел – не боится Его. И это есть превеликая человеческая слепота, что он Того, у Которого в руке как весь свет, так и он сам, – не боится, не почитает, но презирает и уничижает. Поэтому и сам Им презирается, и оставляется, и уничижается, как говорит Господь: Бесславящие Меня будут посрамлены (1 Цар. 2:30).

Грех есть превеликая человеческая к Богу неблагодарность. Ибо так человек, тем более христианин, Бога Создателя, Промыслителя и Искупителя своего, Которого должен любить, не любит, Которого должен почитать, не почитает, Которого должен прославлять, уничижает. Ибо грех любить и Бога любить, грешить и Бога почитать невозможно. Истина сия бесспорна. Грех, наконец, есть душевная проказа, которая смрад издает и других заражает, и никем очиститься не может, как только Иисусом Христом, Целителем душ, и, по свидетельству св. Златоуста, грех злее самого демона (Беседа 41-я на Деяния). Ибо и демона грех сделал демоном, который Создателем своим добрым ангелом создан был.

Страшно, человек, грешить, страшно Богу изменять и отступать от Него, страшно нарушать ненарушимый закон Божий, страшно воле Божией противиться, страшно правду Божию раздражать, страшно Бога бесконечного не слушать и уничижать, страшно и неблагодарным Богу-Благодетелю быть. Страшно впасть в руки Бога Живаго! (Евр. 10:31). Потому что Бог наш есть огнь поядающий (Евр. 12:29).