Collected Works, Volume 4

6) Послушай, наконец, что святой Златоуст о благодарном терпении в болезни говорит: «Нет ничего того языка святее, который, претерпевая зло, благодарит Бога: воистину от мучеников ничем (такой человек) не отличается; так и сей, как и они, венчается. Ибо и сему предстоит мучитель, хулением понуждая отречься от Бога, предстоит дьявол, мучительными помыслами удручая, печалями помрачая. Если же кто терпит болезни и благодарит, мученический венец приемлет» (Беседа 8-я на Послание к Колоссянам). Уяснив святителя Христова златое учение, потерпи, дабы прохладиться со святыми Божиими во царствии небесном. Потерпи (ради) Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и уповай на Господа (Пс. 26:14).

§ 426. Утешение против нищеты. Мало, весьма мало богатых обретается, которые были бы истинными христианами. Не богатство тому виною, но злое сердце человеческое, которое или неправдою собирает богатство, или правдою собранное неправедно расточает, или хранит его, как сторож. К тому же едва сыщется какой богач, который бы богатством своим не гордился и не превозносился, хотя и не его оно есть, но Божие. Ибо все Божие, что ни имеем, кроме грехов. Неправда же, роскошь, скупость и гордость много с собою вводят беззаконий и лишают христианина христианства истинного. Истинное же христианство не может быть без христианской жизни, которая должна от внутренности происходить. И так богатство, Божие добро, безумному богачу, как безумному меч, бывает, которым он сам себя закалывает и погубляет, что и о всяком Божием даровании разуметь должно. Ибо всякое дарование, когда человек его не на добро, но во зло употребляет, обращается ему во зло и погибель, например, учение, разум, красноречие, художество, знание языков и сам дар чудотворения, и прочее(1 Кор. 13:1-3; Мф. 7:22-23).

Может человек злоупотреблять и Божиими дарованиями. Это тогда бывает, когда человек через дарования не славы Божией и пользы ближнего, на что они подаются, но славы и похвалы своей ищет. Так и богатый, когда не славы Божией и пользы ближнего через богатство ищет, но или хранит его как сторож или как пес сено, на котором лежит, и сам не ест и скоту не дает, или расточает на непотребные расходы, дабы или плоти своей угодить, или от людей славу и похвалу себе снискать, и прочее, – во зло употребляет дарования Божии, и так во зло употребляемое дарование Божие во зло и ему обращается. А когда нет христианского употребления богатства, то нет в таком богатом и истинного христианства. Очень же мало таких богачей, которые по-христиански расходуют богатство, как это примечается от дел их, следовательно, мало истинных христиан сыскать можно между богатыми. По большей же части истинные христиане в нищете и убожестве живут. Причина тому такая: истинные христиане более пекутся о богатстве душевном и вечном, нежели телесном и временном, или того добра, которое от Бога им посылается, лишаются через злых богачей, по Писанию: Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды? Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь? (Иак. 2:6-7). Или сами расточают богатство свое, как пишется: расточил, дал нищим (Пс. 111:9), – есть и прочие причины, Богу одному известные.

Те христиане, которые терпят нищету и от той унывают, следующими рассуждениями могут себя утешать.

1) Как прочее бедствие, как выше сказано, так и нищета от Господа попускается нам. Доброе и худое, жизнь и смерть, бедность и богатство – от Господа (Сир. 11:14) и для доброй цели посылается нам, как ниже увидишь.

2) Нищетой человек от всех тех зол, которыми богатство окружается, удобно может освободиться. Гордость, скупость, роскошь и прочее тому подобное зло в нищете почти не имеют себе места. Нищета смиряет всякого, и расточительным и роскошным быть нищему не от чего. При богатых сии христианские язвы находятся, и тех сердца поражают. От попечения о хранении богатства, которое за богатым неотлучно ходит и содержит сердце его, нищий свободен; нищий не боится воров и хищников, которым богатство подвержено; ржавчина нищеты не истребляет, моль не растлевает; от зависти, которая на богатство неприятно смотрит, удалена нищета; нищий ответа не готовит за расточение богатства, за что богатые истязаны будут. Нищета в праздности и лености жить не попускает, как обычай есть богатым, но понуждает работать. «Нищета, – говорит св. Златоуст, – не праздность, но трудолюбие порождает» (Беседа 2-я на Послание к Ефесянам).

Видишь, от скольких зол и бед нищета освобождает тебя! Да будет же нищета твоя в утешение тебе, а не в оскорбление и негодование, ибо она отводит тебя от гордости, скупости, роскоши, пышности, тщеславия, печали, страха, зависти людской, праздности, лености, нежности и прочих душевных зол, и возводит тебя на путь христианский, тесный, и руководствует к небесам. «Руководство некое, – говорит св. Златоуст, – на пути, ведущем к небесам – нищета, помазание страдальческое, обучение некое, великое и чудное, пристанище благоутишное» (Беседа 18-я на Послание к Евреям). Что и Христос, назнаменуя, говорит: Трудно богатому войти в царство Небесное (Мф. 19:23). Если богатому неудобно, удобно нищему благодатью Христовою войти в царство небесное.

3) Нищий и богатый равно дни проводят и живут: ни богатому богатство, ни нищему нищета дней жизни не отнимает и не придает; немощная плоть равно богатою и убогою пищею подкрепляется, равно богатым платьем и рубищем покрывается, равно в хижине и светлых чертогах упокоевается; равно и житие свое и тот и другой оканчивает, но только с тем отличием, что богатый как живет, так и кончится с печалью и страхом, – нищий без печали и страха; равный, наконец, и богатого и нищего гроб заключает, и в смерти и по смерти богатый с нищим равняется. И когда бы на всемирном суде равно судимы были!

Но нет, не будет того. От всякого, кому дано много, много и потребуется (Лк. 12:48). Следует богатому дать ответ Судии о богатстве своем, как и на что богатство, данное ему от Бога, держал и расходовал, как и всякий о таланте своем воздаст Господу ответ (Мф. 25:19-30). Нищий о том не печется: не имеет богатства, не готовит и ответа о расходе богатства.

Видишь, что ни богатство не придает, ни нищета не отнимает истинного блаженства от нас, но более делает нас блаженнее богатых. Ибо истинное блаженство не состоит во внешнем виде, но в покое душевном, от которого богатство отводит, но нищета к тому руководствует, как выше сказано. Что пользы человеку внешне показываться, красоваться и блистать, но внутри попечением, печалью и страхом, как яблоку красному червем, снедаться? Это есть богатых блаженство! Напротив того, ничем не вредит быть внешне смиренным, умаленным, презренным и уничиженным, но внутри иметь сокровище безопасности, покоя и мира. Это есть нищих состояние! Не тот спокоен, следовательно, и блажен, кто много имеет, но кто ни о чем не печется, к этому нищета ведет нас. Это прими в рассуждение, христианин, и нищеты не бойся, ибо она для тебя, а не против тебя, помогает тебе, а не борет тебя.

4) В нищете твоей помяни о вольной нищете Христа Сына Божия. Знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою (2 Кор. 8:9), – Он от убогой Матери Девы родился и положен был в ясли, потому что не было им места в гостинице (Лк. 2:7); Он пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин. 1:11); Он не имел где приклонить голову (Мф. 8:20), и убогих учеников и апостолов имел, и повелел им нищету любить: Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, и прочее (Мф. 10:9 и след.). Потому святой Павел о себе и прочих апостолах говорит: Мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем (2 Кор. 6:10). И Петр святой к нищему хромому говорил: Серебра и золота нет у меня (Деян. 3:6). Да умягчит твою от нищеты скорбь и утешит сердце твое вольная Христова нищета и святых апостолов.

5) Помни, что странник ты и пришелец в мире этом, путник на пути мира сего, и к небесному отечеству идешь. Кто в странствовании обогащается! Не собирает ли богатства и в отечество посылает? Христианское отечество – небо. Там собирать себе сокровище повелел нам Христос: Собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:20-21). Туда нам предпосылать сокровища наши должно, сокровища не мира этого, но небесного отечества достойные: любовь, терпение, кротость, милосердие, и прочее; там их, без сомнения, обретем.

Путник ты, кто идя по пути обременяется? Более того, не свергает ли с себя бремя, чтобы легче творить путь? Бремя человеку, идущему по пути мира сего, богатство, которое мешает на пути ему, и удерживает его, и не допускает к отечеству стремиться. Сколь многих бремя это удержало от неба и погрузило во дно адово!

Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, – говорит Христос (Мф. 7:14). Этими вратами и путем не проходят сидящие на высоких колесницах гордости, надменности и пышности и расширяющиеся широтой роскоши и попечений мирских, ибо не вмещаются, а смиренные, кроткие и попечения мирские отложившие идут им. Тебя от того бремени, тяжести и пространства избавил Господь и легким учинил, дабы без задержания шел ты к небесному отечеству.