Collected Works, Volume 4

Нет, о том здесь речи нет. Да будет тебе пустыней дом твой, какой Бог тебе дал ради упокоения твоего. Не возбраняю и в пустыню идти, если хочешь. Ибо лучше в пустыне со зверями жить, нежели в городе и селе с развращенными людьми. А если с людьми хочешь быть, то таких ищи, которых слова, и дела, и поступки показывают христианские сердца; и не только от них не удаляйся, но часто обходись с ними. Так не только в доме твоем, но и в беседе их день от дня приобретать будешь духовную пользу. А какою пищею в беседе благочестивых насытишься, ту в доме в сок и кровь обращать размышлением старайся, и так все тебе во благое будет поспешествовать: уединение и собрание, безмолвие и беседа будет тебя созидать. А от таких собраний, на которых пиршества, пьянство, кличи, танцы, смех, личины безобразные, оперы и маскарады, ныне в обычай вошедшие, игры и песни непотребные, переговоры о чужих пороках, согласия бессовестные, также разговоры о вотчинах, землях, судах, серебре, золоте, украшении суетном и прочее, – берегись, дабы не иным, как вышел, в дом возвратиться. Помни и рассуждай о том, что апостол написал: Худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15:33).

§ 429. Знаки успевающего в благочестии христианина примечаются такие:

1) Чем более кто Бога и Христа Сына Божия познает, тем более в благочестии успевает. Познание же здесь разумеется действительное, о котором вкратце сказано выше, а не такое, о каком апостол написал: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу (Тит. 1:16). Ибо не знает тот Бога, кто Бога страхом, любовью и послушанием не почитает. Ибо Бога знать и Его не почитать, то есть не бояться, не любить и не слушать, есть дело невозможное.

2) Знамение успевающего в том, что он более и более познает сердца своего немощь, слабость, растление и окаянство. Ибо от такого познания последует сердечное смирение, самого себя уничижение, на смирение же это милостиво призирает Господь и изливает на него благодать Свою, ибо смиренным дает благодать Бог (1 Петр. 5:5), – и самого себя лучшее и тщательное исправление. Как человек, узнав телесную немощь, старается излечить ее, так христианин, познав души своей немощь и растление естества своего, будет искать средства, которым немощь та исцеляется и растленное сердце исправляется.

К испытанию же и познанию сердца нашего приводит нас различный крест, искушение и молитва. Чем более человек искушается,

тем более познает себя; чем более познает, тем более просвещается; чем более просвещается, тем более исправляет себя.

К этому ведет нас познание немощи и окаянства нашего.

3) Отсюда следует, что чем более будешь познавать грехи и пороки твои, которых прежде не познавал, тем лучше успевать будешь. Ибо познаваемые грехи покаянием и верою будешь очищать, и так час от часу лучшим сотворишься благодатью Божией.

4) Успех показывает неплохой тот, кто злонравие свое природное, то есть гордость, высокоумие, ненависть, зависть, гнев, ярость, злобу, мщение, нечистоту и всякую злость, в сердце своем кроющуюся, побеждает и умерщвляет силой помощи Божией.

5) Любовь есть исполнение закона, – по свидетельству апостола (Рим. 13:10), цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры (1 Тим. 1:5). Если кто в христианской любви успевает, тот успевает и в благочестии. Любовь здесь разумеется такая, о которой апостол написал выше, то есть от чистого сердца; и Иоанн святой: Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною (1 Ин. 3:18). (Смотри еще в первой книге главы о любви к Богу и к ближнему, и во второй главе о любви ко Христу).

6) Наконец, чем усерднее будем следовать Христу Спасителю нашему любовью, терпением, кротостью, смирением и прочими добродетелями, тем лучше успеем в деле христианского благочестия.

Глава 13.

О благородстве, достоинстве и красоте души человеческой