Collected Works, Volume 4

3) Знамение душевной красоты есть свидетельство добрых дел, нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы – всякого добра ходатаицы, и прочих. Добрыми делами, от чистого сердца и веры нелицемерной происходящими, показывает в себе подобие свое, которым Богу сообразуется, как образ первообразному. Бог свят, полон любви, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и прочее, и христианин, когда Ему сообразуется добродетелями, то подает свидетельство имеющегося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит.

Между образом и первообразным имеется сходство и подобие. Истинные же христианские добродетели свидетельствуют о доброй и красивой душе не иначе, как добрые плоды о добром дереве (Мф. 7:17). Поскольку душа человеческая всю доброту и красоту получает от Христа, как выше сказано, Которому верою обручается, то несомненный знак того, что она ту доброту имеет и хранит, когда от Него не отлучается к мирской любви, но Ему, как невеста Жениху, верою и любовью прилепляется, следует стопам Его, подражает смирению, терпению, кротости и любви Его, и так хранит верность свою к Нему, дабы как в смирении и страдании Его не отлучалась от Него, так и в славе Его неотлучной от Него была. Ибо этого вера от души, Христу обрученной, требует.

Как верность хранит мужу своему жена, когда от него ни в бесчестии, ни в изгнании не отлучается, так верной Христу душа признается, если от Него в смирении и страдании не отлучается. И как жена неверною мужу своему почитается, когда любит кого более мужа своего, или равно мужу своему, или в несчастье его отлучается от него, так та душа не хранит веры Христу, Сыну Божию, которая к миру прилепляется и не хочет со Христом в смерти, терпении и страдании быть. И Христос такую душу за неверную Себе почитает. Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами (Мк. 8:38). И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10:38). Сие-то значит обещание и присяга Христу, при крещении от христианина данная, то есть что он как имя свое Христу записал и отдал, так верою и любовью Ему всю жизнь свою будет служить и следовать, как Сам Христос от христианина сего требует: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26). Когда хранит душа это обещание, то сохраняет и веру ко Христу – Жениху своему – и с верою красоту и доброту, ей от Христа данную.

§ 432. Когда христианин отвращается сердцем и любовью от Христа и обращается ко греху и миру, тогда веры ко Христу не сохраняет; следовательно, погубляет доброту и красоту души своей и восприемлет гнусное безобразие на душу свою. Поэтому хотящему опять сыскать доброту души своей должно учинить следующее:

1) Как отвращением от Христа потерял он доброту души своей, так вновь обращением к Нему искать ему ту должно. Иначе это сокровище сыскать невозможно.

2) Должно прежде отвратиться от греха и любви мира и жалеть о том, что любовь ту, которую должен отдавать Христу, Любителю и Искупителю своему, обращал к миру и греху, и так неблагодарным показывался Любителю и Благодетелю своему и тем безумно оскорблял Его.

3) Так обратившись от мира и греха ко Христу, взирать к Нему верою и усердием, дабы Сам Он отнял безобразие от души и подал благообразие ей. Как хотящему образ лица своего написанным иметь должно от прочих вещей отвратиться, и обратиться лицом к живописцу, и на него смотреть, так, кто хочет иметь благолепие образа Божия в душе своей, должно тому непременно отвратиться от любви мира и греха, и душою своею обратиться ко Христу, небесному Живописцу, и на Него с верою, усердием и воздыханием смотреть, и молить Его со смирением. Без Него сие дело сотвориться не может. Ибо Он один гнусное безобразие от душ, к Нему обратившихся и воздыхающих, отнимает; заглаживает то Своею Кровью, ради всякого грешника пролитой, и Духом Своим Святым пишет живую красоту и благолепие образа Божия.

4) Душа, хотящая принять себе живую эту доброту, не должна чинить препятствие Христу в этом важном и спасительном деле, не отвращаться от Него, но всегда к Нему взирать и воздыхать о том, и потерпеть ради Него, что ни благоволит ей делать. Надобно такой душе Его придержаться и на волю Его сдаться, дабы творил с нею, что хочет. Как живописец не может написать образа, когда лицо, с которого хочет образ писать, от него отвращается, так Христос не может написать в душе образа Божия, когда кто отвращается от Него и обращается ко греху и суете мира и самолюбию. Ибо все это безобразие душе наносит, и помрачает и погубляет доброту и красоту душевную, и так препятствие чинит спасительному Христа Сына Божия делу.

Все, что ни запрещает Божие Слово, препятствует написуемому образу Божию. Ибо и Адам, праотец наш, ослушанием потерял Божий образ. Не может и в той душе изобразиться доброта Божия образа, которая не тщится от всего того уклоняться, что запрещает и от чего отводит Божие слово. Надобно от всего того, что противно воле Божией и святому Его слову, отвращаться, и нудить себя ко всему тому, что оно повелевает нам. Ибо как в том, что повелевает слово Божие, состоит свойство образа Божия, как-то: правда, святыня, любовь, смирение, терпение, кротость, и прочее, так все то, что запрещает, противно образу Божию и свойственно гнусному ветхого человека образу. Как от всякого зла уклоняться, так всякому добру прилежать должно душе, хотящей получить от Христа себе доброту и красоту, по увещанию Псалмопевца: Уклоняйся от зла и делай добро (Пс. 33:15), – хотя сердцу и противно.

Надобно нам с трудом, прилежанием и подвигом искать ныне того, что даром и без труда нашего, нам данное от Бога, потеряли. Тогда Христос, видя такое души старание, попечение и труд, по милости Своей отнимает от нее безобразие и подает доброту и красоту образа Своего. Для этого и в мир пришел, как поет Церковь: «Христос раждается прежде падший возставити образ» (Тропарь на предпразднество Христова Рождества). И сие-то есть – отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума нашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:22-24), к чему не малое прилежание, труд и подвиг требуется. И сами собою не можем того учинить, ибо внутри себя носим его. Совлечься же ветхого человека значит самого себя совлечься, что всякому самому собою неудобно или даже невозможно сделать. К труду и подвигу нашему требуется непременно действие Иисуса, Сына Божия, Которого должно усердною молитвою к тому великому делу преклонять.

5) Чем более человек совлекаться будет ветхого человека с делами его, тем более облекаться в нового (Кол. 3:9-10); чем более будет облекаться в нового, тем чище будет душа его; чем чище будет душа, тем большая в ней доброта и красота образа Божия явится; как чем чище вода, тем яснее в ней изображается вид солнца; или чем чище зеркало, тем живее в нем изображается лица подобие, смотрящего в то.

§ 433. Поищем, о христиане, доброты и красоты нашей во Христе, которую во Адаме потеряли. Поищем, пока обретается, дабы и здесь ее в душах наших возыметь, и в пришествии Христовом с нею перед Ним и всем миром явиться, которая тогда не только в душах наших будет, но и на теле явится; и Христос, праведный Судия, видя в нас образ Божий и нас Себе сообразных, признает нас за Своих и с Собою прославит. Прочих же, в которых доброты этой не усмотрит, но более безобразием греховным помраченных увидит, не признает за Своих, как Ему несообразных, но наоборот, противных, и скажет им: Не знаю вас, откуда вы (Лк. 13:25, 27).

Поэтому принуждена будет такая душа, вне дверей оставшись, бесполезно сетовать, плакать и рыдать.

Поищем же, о христианин, дабы и нас тот бесполезный плач и рыдание не постигло. Зачем, о христиане, вне нас ищем красоты от тленного мира? Внутри нас можем сыскать такую красоту, которая всю красоту мира сего превосходит. Образ Божий есть украшение наше.