Collected Works, Volume 4

Если же неблаготворящим такой страшный ответ будет, то какой же ответ будет тем, которые у христиан и то, что имеют, отнимают и зло творят им? Рассуждай об этом, христианин, который не только не творишь добра, но и зло творишь братии своей. От сего видишь, христианин, что как от благотворения познается христианин истинный и живой член духовного тела Христова, так от неблаготворения, тем более от злотворения, примечается лицемерный, гнилой и мертвый, или паче отсеченный член. Ибо единого тела члены друг друга чувствуют болезнь и нужду и потому друг другу помогают. А когда христианин другому не помогает, то это знамение, что он не чувствует его болезни, как несоединенного себе члена, и потому, не чувствуя, не соболезнует и не помогает ему. Иначе бы не оставил его без помощи в нужде его.

§ 449. В вещественном теле один член другого предостерегает и защищает от находящих бедствий. Рука предохраняет главу, очи и прочие члены, когда приходит бедствие от ударения жезла, меча и прочего. Очи предостерегают видением другие члены, уши слухом и внятным слышанием при находящей напасти от слуха зла; язык вкушением и испытанием вредного желудку и всему телу, обоняние чувствованием пагубного всему составу смрада, ноги бегом спасают от приближающегося зла, и так все члены друг о друге и о целости всего состава телесного пекутся. Так должны и христиане друг о друге, как друг друга члены, заботиться и промышлять, когда видят друг другу наступающую беду, – иной словом и советом, иной молитвою, иной самым делом от находящего бедствия предостерегать и охранять. А те, которые того не делают, но, более того, путь к бедствию коварно братии своей устраивают, к сему святому и союзом любви связанному обществу не принадлежат, но подобны деревьям, не приносящим доброго плода, которые срубаются и бросаются в огонь (Мф. 3:10), или, скорее даже, подобны ветвям засохшим и изверженным вон, которые собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. 15:6).

§ 450. В теле вещественном чрево ради всего тела работает, варит пищу, вырабатывает соки и обращает в кровь, и так через кровь по всем членам разделяет, и таким образом все члены и все тело подкрепляет, умножает и в возраст приводит. Такими в духовном теле пастыри должны быть, как чрево в деле своем: пищу слова Божия сперва внутри себя чтением, поучением, размышлением и вниманием, одного места с другим соотношением, как бы разжевать и сварить, и в сок и кровь духовную обратить, и так братии своей, духовным членам, разделять, и тем расслабленных подкреплять, младенствующих в возраст приводить, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф. 4:13). А те пастыри, которые сего не делают, погрешают против должности своей и напрасно имя пастыря на себе носят. Ибо пастырь не себе пастырь есть, но овцам пастырь. Почему и воздадут ответ Начальнику пастырей, Иисусу Христу в день суда, Который тогда от руки их взыщет Своих овец.

§ 451. Видим, что в теле вещественном все члены ради чрева работают, все ему служат, пищу и питие промышляют ему, чтобы укреплялось, поскольку оно ради общей пользы членов работает и варит пищу. Ибо если чрево, не приемля пищи, ослабевает, то и все члены ослабеют, и так весь человек слабым сделается, что примечаем на немощных, которые пищи не приемлют, и от глада истаивающих, и всякий на себе во время голода и жажды узнает. Так и в духовном теле, то есть христианстве, должно быть.

Поскольку пастыри и учителя ради общей пользы трудятся, то всем христианам сообща питать их должно. Должно, говорю, питать их, дабы имели время ради общей христианской пользы трудиться, в чтении и размышлении Божия слова упражняться, и так как бы сваренную пищу слова Божия на пользу слушателей своих разделять. Ибо трудящийся достоин награды своей (1 Тим. 5:18). Если пастыри сеют духовное, велико ли то, если у слушателей пожинают телесное? (1 Кор. 9:11). Если они души слушателей питают словом Божиим и так о вечном их спасении промышляют, велико ли есть, когда от них телесную пищу к содержанию временной жизни получают? Насколько душа от тела и вечная жизнь от временной отличается, настолько пища Божия слова, которою питают души слушателей пастыри, дороже пищи телесной, которую от слушателей своих приемлют. Наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим (Гал. 6:6). Какой воин служит когда-либо на своем содержании? Кто, насадив виноград, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? (1 Кор. 9:7).

§ 452. Из вышеописанного видим, христианин:

1) Сколь велико соединение верных со Христом, Сыном Божиим, – а именно таково, как у всего тела и членов с главою, – в чем состоит превеликая честь, слава и радость их.

2) Как должны христиане Христу, Главе своей, повиноваться и ничего против воли Его не творить. Видим, что естественного тела члены все повинуются главе своей и ничего против нее не творят. Руки ничего не делают, ноги не ходят, чрево не принимает пищи, язык не говорит, и все тело не движется, если голова не помыслит и не захочет, а когда захочет голова, и что задумает и захочет, то и делают члены ее, и всякий член свое дело исполняет: очи смотрят, и куда хочет она, обращаются; язык говорит то и столько, что хочет и сколько хочет она; ноги идут, куда хочет; руки делают то, что хочет. Так и прочие члены воле главы своей повинуются. Такое повиновение и послушание христиане обязуются оказывать Христу, Главе своей святой: не делать ничего, чего Он не хочет, и делать все, что Он хочет. Так покажут, что они подлинно верою и любовью с Ним соединены, как с главою члены.

3) От сего видно, что те христиане отсечены и отторгнуты от Христа и Церкви Его святой, которые Ему послушания не оказывают, но по своим прихотям живут. Члены своей главе повинуются, но другого тела главе не повинуются. Например, Петрова тела члены не делают того, что Павлова голова задумает и захочет, так как Петровы члены не соединены с Павловою головою. Так, тот христианин, который не чинит послушания Христу, свидетельствует о себе, что он отторгся от Христа и не есть истинный и живой член Церкви Его святой, но есть член мертвый, и как ветвь, высохшая и отсеченная от лозы (Ин. 15:6), хотя и имя Христово исповедует, и в церковь с верными ходит, и прочие дела творит.

4) Еще видишь, как христианин с братом своим христианином обходиться должен, а именно, как сам с собою, то есть не лестно, не коварно, не лицемерно, но просто и искренно; чего себе не хочет, того и ему не делать; и чего себе хочет, то и ему делать; что языком ему говорит, то и в сердце иметь; и как внешне является ему благосклонным, ласковым, любящим и благотворительным, таковым и внутри себя быть. Всего этого требует соединение членов, в едином теле соединенных.

5) Кто с ближним не любовно, но лукаво и лицемерно и немилостиво обходится, не есть истинный христианин, как выше сказано, но есть лицемер.

6) Таковые христиане да внимают, что им пророк возвещает: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Лк. 3:9).

Статья 7.

О взаимной должности христианской