Collected Works, Volume 4

1) Должно его от чистого сердца любить, как первого по Боге отца, промыслителя и попечителя, о целости отечества и общем благополучии неусыпно пекущегося.

2) Высокое ему, как от Бога посланному, и любовное отдавать почтение.

3) Повеления и указы его, как в пользу общества учиненные, без роптания и с усердием исполнять.

4) Дань, от него требуемую, давать доброхотно и без задержания.

5) О здравии его, как отечеству нужном, мирном царствовании и мудром правлении молить усердно Бога, ибо у Него совет и правда; Он разум, у Него сила. Им цари царствуют и повелители узаконяют правду; Им начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли (Притч. 8:14-16).

6) При случае за здравие его и своего здравия не щадить. Главу в естественном теле, когда следует ей опасность, все члены защищают и хранят, хотя и сами страждут, ибо от бедствия главы и всему телу следует бедствие. В обществе глава – царь, которого целость и здравие всем хранить должно, ибо от его целости и общества целость зависит, и от его бедствия всему обществу бедствие бывает.

Глава 3.

О должности судей и к суду приходящих

Выслушивайте братьев ваших и судите справедливо, как брата с братом, так и пришельца его; не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушивайте: не бойтесь лица человеческого, ибо суд – дело Божие.

(Втор. 1:1-17)

§ 462. Истинное правосудие необходимо в суде нужно, так что без него праведного суда быть не может, но только вид суда. Оно в том состоит, в чем и дело правды. Оно требует, чтобы правого оправдать, а виноватого осудить; чтобы насилованный был защищен, насиловавший смирен, озлобленный удовольствован, озлобивший наказан, дабы и прочие страх имели. Следовательно, правосудие в деле суда лица не знает, как повелевает Бог: не различайте лиц на суде; но только дела смотрит и слушает.

Ему богатый и нищий, сановитый и простой, земляк и иноземец, сродник и несродник, друг и враг, знакомый и незнакомый в деле суда равны. Оно богатого и нищего, сановитого и простого, друга и врага, сродника и чуждого означает виноватым, когда находит в нем неправду, и того правым судит, когда дело его оправдает. Это и значит – не взирать на лица на суде. Потому правосудие не неприлично уподобляется человеку, имеющему закрытые глаза, потому что в суде не смотрит на лица, но только дела слушает; уподобляется имеющему одно отверстое, другое закрытое ухо, ибо одним доносчика слушает, другое ответчику бережет; уподобляется весам, ибо дело на рассуждении, как на весах положенное, мерит и рассматривает, и на которую сторону правда перевесит, к той и оно склоняется, пристает и ту похвалит и оправдает.

§ 463. Четыре вещи более других правосудию быть не попускают и суд праведный превращают: страсть лихоимания, страх человеческий, любовь плотская и ненависть к врагам. Лихоимание привлекает руку судьи к принятию даров, и ради тех научает оправдать богатого, хотя бы и виноват был, и осудить нищего, хотя бы и прав был. Страх человеческий может сердце судии превратить, когда высшие лица, которым сам судья подчинен, виноватого защищают и грозят судье лишением сана, или иным чем, если по их желанию не сделает.