Collected Works, Volume 4

5) Читаем в историях, что язычники, не знающие истинного Бога и закона Его писанного, но естественным законом управляемые, хранили правду в суде. Христианам стыдно в этом деле оставаться ниже язычников. А которые ниже их бывают, то тем показывают, что и хуже них делаются. Потому и страшнейшему суду Божию, более язычников, подлежат.

6) Видим в Писании Святом, что страшен суд Божий на неправедных судей. Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову! И далее: Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу и пролить кровь невинную! (Втор. 27:19, 25). Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот (Ис. 10:1-2). Сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? – говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? (Иер. 5:28-29).

Вышний исследует ваши дела и испытает намерения. Ибо вы, будучи служителями Его царства, не судили справедливо, не соблюдали закона и не поступали по воле Божией. Страшно и скоро Он явится вам, – и строг суд над начальствующими, ибо меньший заслуживает помилование, а сильные сильно будут истязаны, по иному же переводу, сильно мучены будут, – говорит Соломон (Прем. 6:3-6). Из этих и прочих Святого Писания мест видно, что судья, чем более неправды делает, тем более погибели себе собирает.

Отовсюду тесно будет неправедному судье, когда станет на суде Христовом. Обличит его совесть, общее всех людей правило и закон, что против нее поступал. Обличит обещание, при крещении учиненное, но оставленное. Обличит слово Божие, столько раз слышанное, но презренное. Обличит присяга, с клятвою и призыванием всеведущего Бога в свидетельство правосудия его сотворенная, но попранная. Обличат слезы вдов, сирот и прочих бедных пролитые, но ради мздоимания ничего не успевшие. Явятся дела, слова и помышления, неправедно, хитро и лукаво умышленные и сотворенные.

Столько свидетелей неправды его предстанет, сколько он неправедно и против совести дел производил и решил. Отсюда всемирный стыд и от праведного Судьи столько гнева, сколько неправды сделал, почувствует. Тогда познает, что хотя и много в мире собирал, но ничего от мира не вынес, кроме превеликой пагубы; хотя и богатым, знаменитым и славным почитался здесь, но явился нищим, убогим, подлым и бесчестным и окаяннейшим более прочих. Сильные сильно мучены будут, – говорит Божие слово, истинное и неизменяемое (Прем. 6:6). Рассуждай об этом, судья, и неправды более огня, берегись.

§ 465. К суду часто бывает призывание свидетелей ради лучшего сыскания и доказательства истины.

Одна истина пусть будет им подругой, которая, если что доброе видит во враге, похваляет, и что в друге видит злое, свидетельствует, и она, как и правда, лица человеческого не знает, но показывает то, что видит и слышит, и к той стороне склоняется, в которой правоту находит, и от той отвращается, в которой противную себе неправду видит. Поэтому свидетелям должно истины держаться и против лжи подвизаться, как повелевает Господь: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего (Исх. 20:16), дабы лжесвидетельством своим неповинных в большую беду, виновных в большую дерзость и своевольство, судящих в грех не привели и себя от христианского общества, следовательно, и от Христа Самого отлучили. Все это от ложного свидетельства следует. Ибо на свидетелях все судебного дела основание полагается.

§ 466. О должности подчиненных судьям смотри в своем месте. А христиане, которые хотят на обидевших суду доносить и обиду свою судом отвращать, пусть внимают нижеописанным Святого Писания местам (Исх. 20:16; Мф. 5:39-40, 44 и след.; 6:14-15; 7:12-14; Мк. 8:36, 38; Иак. 5:7-11; Рим. 12:17 и след.; 1 Кор. 6:7-8; Евр. 12 и прочее).

Глава 4.

О должности пастырей и подчиненных им

Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.

(1 Петр. 5:1-4)

Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.