Collected Works, Volume 4
Вместо нас стоит на суде Иисус, Заступник наш, и Праведный, за нас, беззаконных, неправедными судится. Мы суду Божиему подлежали, мы достойны связанными вестись на суд Божий, судиться, и навечно быть осужденными. Нас не ложные, но праведные обличают свидетели. Нас праведно обличает закон Божий, нами бесстрашно разоренный. На нас лежит рукописание, которое было против нас (Кол. 2:14). На нас праведно вопиет наша совесть, законопреступлением раздраженная, вопиет более многих свидетелей. Здесь мы стоим безгласными, без ответа, со стыдом, ибо праведно обличаемы, потому что повинны. Ибо весь мир становится виновен пред Богом, потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:19,23). Все уклонились, все стали совершенно негодны, нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13:3). Поэтому мы достойны суда и осуждения, и как негодные рабы выброшены будем во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов (Мф. 26:30).
Но здесь, на суде неправедном, праведный и неповинный Иисус, Заступник наш, стоит и вместо нас, виновных, судится, ложные свидетельства слышит и терпит, чтобы нас, виновных, от клеветы дьявольской, законного осуждения, угрызений совести, защитить и избавить, как и Сам говорит: Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете (Ин. 8:36). Ради этого Защитника и Избавителя своего дерзают верующие во имя Его и любящие Его. На Него уповая, вопиют с апостолом Павлом: Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим. 8:33-34).
Постоим еще здесь, и посмотрим на этот суд, на котором неправда правду, ложь истину, и злоба неповинность судит, и послушаем, какое определение на беззаконном том суде последовало на Заступника нашего. Слышим, что осудили Его на смерть. Они же все, – говорит евангелист, – признали Его повинным смерти (Мк. 14:64). Они же сказали в ответ: повинен смерти (Мф. 26:66). А за что? Он богохульствует, – вопиет беззаконный архиерей (Мф. 26:65). Как богохульствует? Потому что сделал Себя Сыном Божиим (Ин. 19:7), – Тот, о Котором Отец с небес свидетельствует: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3:17; 17:5).
Посмотрим еще, что последовало за тем беззаконным определением. И некоторые начали, – говорит евангелист, – плевать на Него и, закрывая Ему лице, ударять Его и говорить Ему: прореки (Мк. 14:65), прореки нам, Христос, кто ударил Тебя (Мф. 28:68). Вот что последовало после беззаконного суда и определения. Оплевывается, заушается, прикрывается и ударяется, осмеивается и поругается Иисус!..
Кто Он? Сын Божий, Ипостасное Слово Божие, Которому со страхом предстоят Херувимы и Серафимы! От кого он терпит это? От Своего непотребного создания, которое пришел спасти, от Своих людей, которым закон дал и пророков послал! За кого он терпит это? Кто он такой, столь почтенный, столь дорогой, что Бог во плоти (1 Тим. 3:16) так бесчестится и мучается? За Свое создание погибшее, за грешника непотребного! Мы, человек, мы, погибшие, в том виновны. Вместо нас оплевывается, заушается, терпит удары и такое поругание принимает, за нас долг платит Милостивый Искупитель наш и Творец. Мы с прародителями нашими хотели быть как боги (Быт. 3:5), и Божию честь похитить, как воры и разбойники, и потому достойны были, как хулители, быть осужденными на вечную смерть, на вечное поношение, быть преданными на посмеяние и биение дьяволу и ангелам его злым. Нам должно, прикрыв свои лица, перед Праведным Богом со стыдом стоять, и, вину свою признавая, исповедовать: У Тебя, Господи, правда, а у нас на лицах стыд (Дан. 9:7). Но Сын Божий казнь, которая должна совершиться над нашими грехами, здесь претерпевает. Он вместо нас осмеивается, терпит поругание, закрывание лица и биение, да нам подаст власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12), с дерзновением к Отцу Своему Небесному приступать (см. Ин. 14:6; Еф. 2:18), и открытым и непосрамленным лицом на пресвятое Его лицо смотреть (см. 1 Кор. 13:12; Ин. 3:2).
Посмотрим далее на подвиг Христов, в который Он за нас вступил и подвизался. Видим, что беззаконный собор, учинивший поругание Сына Божиего и неправедно осудив Его на смерть, предает Понтию Пилату, игемону. И, связав Его, – говорит евангелист, – отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю (Мф. 27:2). И тут опять обличают Неповинного, как виновного, и опять судят неправедные Праведного! Начали, – говорит Евангелие, – обвинять Его, говоря: «Мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю» (Лк. 23:2).
О злость человеческая! Называют развратником Того, Который путь, истина и жизнь (Ин. 14:6), Который учил их пути истинному, и их бесноватых, хромых, слепых и прокаженных исцелил, и их мертвецов воскресил! Противником кесаря провозглашают Того, Который говорил им: Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу (Мф. 22:21).
Нечестивый Пилат отсылает Его к лукавому лису Ироду (Лк. 23:7). И тут фарисеи и книжники – со своей клеветою на Неповинность! Первосвященники же и книжники, – говорит Писание, – стояли и усильно обвиняли Его (Лк. 23:10). Ирод, поругавшись над Тем, Кто выше всякой чести, опять возвращает Его к Пилату: Ирод, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату (Лк. 23:11).
Так Сын Божий, связанный и обесчещенный, от бесчестия к бесчестию и от поругания к поруганию приводится. Его водят по улицам иерусалимским, водят враги Его, водят с поруганием, водят на позор Ангелам, и человекам, и всей твари. Приводится – и туда и сюда – и возвращается! В мою и твою совесть, о человек, это страшное позорище ударяет. Мы, грехов ради наших, блуждали по пустыне мира сего, тьмой неведения Божиего, как узами, связанные. Все, – говорит пророк, – как овцы, заблудились; человек от пути своего заблудился (Ис. 53:6). Мы заблудились от пути истинного, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибели и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали (Прем. 5:6-7).
Но Христос, Сын Божий, за нас встал, за нас с поруганием по улицам водимый, да нас наставит на путь истины, да нам, заблудшим, путь к небесам покажет и устроит, и приведет к Отцу Своему, как и говорит: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня (Ин. 14:6). Он стал поношением у людей и уничижением в народе. Все, видящие Его, насмехались над Ним, кивали головою, говорили устами (Пс. 21:7-8). И таким образом Он от нас бесчестие отнял, а вместо бесчестия заслужил вечную славу верующим во имя Его. Одеждою поругания оделся, дабы нам подать чистую одежду оправдания, да, в нее одетые, явимся непосрамленными перед святейшим Лицом Небесного Его Отца, и возрадуемся с пророком о Господе: Да возрадуется душа моя о Господе; ибо Он облек меня в ризу спасения и одеждою веселия одел меня (Ис. 61:10).
Посмотрим еще, что делается с Заступником нашим, от Ирода возвращенным к Пилату, и послушаем, что Пилат и люди Его, дом Израилев, которые ожидали пришествия Его, которых Он пришел спасти, как Сам говорит: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева (Мф. 15:24), – что о Нем судят? Какое определение с обеих сторон полагают?
Здесь слышим разные о Нем голоса. Пилат, язычник, не знающий Истинного Бога, закона Его и пророков, познает и признает Его неповинность: Не нашел человека сего виновным ни в чем том, в чем вы обвиняете Его; и Ирод также, ибо я посылал Его к нему; и ничего не найдено в Нем достойного смерти (Лк. 23:14-15). Но сонм иудейский вопиет: «Возьми Его, а отпусти нам Варавву». Варавва был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство (Лк. 23:18-19). Пилат снова признает и объявляет Его неповинность и хочет Его отпустить: Пилат снова возвысил голос, желая отпустить Иисуса (Лк. 23:20). Но народ Божий возглашает: Распни, распни Его (Лк. 23:21). И опять Пилат оправдывает Его и хочет отпустить. Он в третий раз сказал им: «Какое же зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем; итак, наказав Его, отпущу» (Лк. 23:22). Но Израиль Божий крепится и усердно требует Его распятия: Они продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят (Лк. 23:23).
Что от этих разных голосов последовало? Какой конец был у этого несогласного суда? Видим, что пересилила злоба Израиля правду язычника. Не смог ничего сделать Пилат со своим оправданием против неправды беззаконных людей. Превозмогли голоса народа и архиерейские. И превозмог, – говорит евангелист, – крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их (Лк. 23:23-24). Отпускается крамольник, злодей и убийца, а предается на смерть Сын Божий, сама неповинность!.. Отпустил игемон им посаженного за возмущение и убийство в темницу, которого они просили; а Иисуса предал в их волю (Лк. 23:25).
Мы, о человек, причина того, что злодей предпочтен неповинному Иисусу. Наши грехи, возверженные на Него, пересилили грехи убийцы. Ибо Он грехи всего мира взял на Себя, как Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира (Ин. 1:29). Против нас совесть наша, грехами нашими раздраженная, вопияла к Богу. Против нас закон Божий, который мы разорили, суда у Бога просил, и на вечную осуждал смерть. Но Христос-Заступник встал вместо нас. Неповинный за повинных осуждается и предается на смерть. Господь предал Его за грехи наши, – вопиет пророк (Ис. 53:6). Предан был за грехи наши, – проповедует нам Его апостол (Рим. 4:25). Не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом, – тот же апостол нам открывает (2 Кор. 5:21).