Collected Works, Volume 4

Как пострадал? Неповинно и терпеливо. Неповинно, ибо не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Петр. 2:22), но наоборот, Он сокровище и образ всех добродетелей. Терпеливо, ибо как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих (Ис. 53:7).

Где и когда пострадал? В столичном граде иудейском Иерусалиме, куда на праздник Пасхи собралось со всех стран бесчисленное множество народа. Итак, при собрании и взорах такого количества народа пострадал, как один из преступников, Искупитель наш, христианин! Посреди двух разбойников, пред взорами Ангелов и людей повешен был на древе, как злодей, един Праведный и Святой! И так сделался за нас клятвою един Благословенный во веки (Гал. З:13)!..

Болезнь и страдание непорочного Его сердца умножает и то, что Он Своими людьми признан хуже злодея и убийцы, что испрошен на свободу убийца, а Он на смерть испрошен у Пилата, как обличает их святой апостол Петр: Отреклись от Него перед лицом Пилата, когда он полагал освободить Его. Но вы от Святого и Праведного отреклись, и просили даровать вам человека убийцу, а Начальника жизни убили (Деян. 3:13-15).

За кого пострадал? За тебя и меня, непотребного, окаянного, беззаконного, нечестивого, проклятого раба Своего, или, точнее, врага Своего, един Царь царствующих и Господь господствующих! Я и ты – причина ужасного Его страдания были. Мои и твои грехи и скверны очищал на крестном алтаре Непорочный Агнец, Сын Божий. Мы виноваты, но Сын Божий казнь терпел. Мы закон Божий нарушили, но Христос Безгрешный к злодеям причтен (Мк. 15:28). Мы должны Богу десять тысяч талантов, но Христос, Который ничего не должен был, наш долг за нас Кровью Своей заплатил, как говорит: чего Я не отнимал, то должен был отдать (Пс. 68:5).

2) Страдание и смерть Христову понимать должно по Плоти, от Девы ради нас принятой. Ибо Божество Бесстрастно и Бессмертно, и потому страдать и умереть не может. Приписывается же страдание и смерть Сыну Божиему воплотившемуся потому, что Он Своей Плотью, от Святой Девы принятой, пострадал и умер. Ибо во Христе веруем и исповедуем едино Лицо, но два естества, Божество и человечество, в одном Лице неслитно соединившиеся, и потому Христос – совершенный Бог и совершенный Человек. Но ради единства Лица, един Христос. Итак, когда говорим: Христос пострадал, то разумеем, что не простой человек, но Богочеловек пострадал, хотя, как выше сказано, страдание это разумеется не по Божеству, а по человечеству.

3) Страдание Христово было вольное. Он Сам восхотел ради нас, грешных, эту чашу страдания и смерти пить, и испил, как мы видели. Так свидетельствует о Нем святое Слово Божие: Тогда Я сказал: «Вот Я иду, как в свитке книжном написано о Мне. Исполнить волю Твою, Боже Мой, Я восхотел» (Пс. 39:8-9), – говорит через пророка. Это слово о вольном Его страдании и святой апостол приводит (см. Евр. 10:7). И еще: Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее (Ин. 10:17-18). Так верует и исповедует святая Церковь, и поет Ему: «Благословенную нарекий Твою Матерь, Христе, пришел еси на страсть вольным хотением» (в воскресенье Богородичен 6 гласа и в прочих премногих местах).

4) Таким Своим страданием Сын Божий заслужил нам у Небесного Отца милость, которой мы лишились было из-за грехов наших. Заслужил отпущение грехов и нам, согрешившим, оправдание. Так избавил нас от власти дьявольской, осуждения, смерти, ада и вечного мучения и привел нас в царствие Свое, присвоил Себе нас, отпадших от Него, и отворил нам дверь в вечную жизнь, блаженство и славу вечную. Так Своей смертью нас, умерших, оживил, Своей язвой нас исцелил: язвою Его мы исцелились (Ис. 53:5). Своим смирением нас восставил. Своей скорбью нам радость, Своими узами нам избавление и свободу, Своим бесчестием и поношением нам честь и славу, – словом, Своим неизреченным бедствием, которое за нас претерпел, нам вечное и неизреченное блаженство исходатайствовал.

5) Отсюда видишь, сколь великое, тяжкое и ужасное зло есть грех, который к такому бедствию привел, что его никто не мог с плодом его пагубным отнять, кроме Иисуса Христа, Сына Божиего, Господа славы и Господа Сил. Велик и тяжек грех, так что и малейший, по мнению человеческому, силен согрешившего погрузить на дно адово, если не подоспеет милость Божия о Христе Иисусе. Ибо всякий грех бесконечное величество Божие оскорбляет и бесконечную правду раздражает. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола, – говорит святой апостол Иоанн (1 Ин. 3:8).

6) Из этого познавай, сколь великую любовь и милость нам, бедным, показал Бог, что и Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас (Рим. 8:32; 5:8), Он так ужасно за наши грехи был обесчещен, осмеян, уязвлен, мучим и поносною смертью умер. Ум созданный такой благости и милости Божией постигнуть не может, христианин!

7) Видишь, как дорого стало Богу и Сыну Божиему, Искупителю нашему, спасение наше, в прародителях нами потерянное. Не тленным серебром или золотом искуплены мы от суетной жизни, преданной от отцов, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца (1 Петр. 1:18-19). Ранами Его мы исцелились (1 Петр. 2:24).

8) Отсюда примечай, насколько усердно должно благодарить, любить, почитать, прославлять и хвалить Бога за все Его благодеяния, а особенно за такое великое дело.

9) Насколько усердное послушание Ему должны показывать, без которого истинного благодарения и почитания быть не может.

10) Как должно нам, которые во Христа веруем, и святое имя Его исповедуем, и святым Крещением от скверн греховных очистились, беречься от грехов, ибо за грехи наши Христос муки претерпел.

11) Отсюда видишь, что вера истинная есть мать добрых дел, ибо вера все эти благодеяния Божии представляет верующему и научает его, что все эти блага, которые всему миру изливаются, и ему от Бога подаются, и все себе присваивает, что всем вообще дано. Сам рассуди, как захочешь против своей совести грешить и Богу послушания не оказывать, чем Бог оскорбляется и раздражается, если истинно веруешь в сердце своем – как требует свойство истинной веры, – что Бог – это твой Бог, Господь и Искупитель, Который Сына Своего, как за всех, так и за тебя, то есть как за грехи всех, так и за твои, на смерть предал.